22 ноября в МГУ имени М. В. Ломоносова состоялось итоговое в этом году заседание совета Российского Союза ректоров, на котором выступили ректор МГУ президент РСР академик Виктор Садовничий, министр образования и науки РФ Ольга Васильева и помощник президента РФ Андрей Фурсенко. Обсудить актуальные вопросы российского образования, определить векторы его развития собралось более 90 руководителей вузов из регионов. Среди основных вопросов — новый рейтинг вузов, ЕГЭ, гуманитарное образование и педагогические кадры.

«Три миссии университета»

Одной из важных тем участники заседания сочли создание московского международного рейтинга университетов. В мире таких рейтингов множество, но на слуху только три: Times Higher Education, QS World University Rankings и Шанхайский — они считаются самыми прогрессивными. Для чего России понадобился свой собственный рейтинг, который бы также претендовал на место международного ориентира в сфере высшего образования?

«Мне все время казалось несправедливым, что такая могучая страна, как Россия, страна с такими традициями, с одной из лучших систем образования в мире (какой она была), не имеет своего голоса — объясняет президент РСР Виктор Садовничий. — Поэтому нашей задачей было создать рейтинг, который более широко "смотрит" на университеты, который будет авторитетным, объективным».

Ректор МГУ уже давно предлагал создать такой рейтинг — и вот, год назад соответствующее указание дал президент страны. К сегодняшнему дню удалось создать базу этого рейтинга, определить критерии оценки вузов. Не остался рейтинг и без звучного названия: «Три миссии университета». Три миссии — это образование, наука и влияние университета на общество (последнее не учитывается другими рейтингами).

К концу этого года планируется завершить все организационные процессы, к апрелю 2017-го — опубликовать российский сегмент рейтинга. Всего в рейтинге три сегмента: на уровне страны, на уровне «региона» — например, страны БРИКС — и на международном уровне. В сентябре должна быть опубликована полная версия рейтинга.

ЕГЭ и/или собственный экзамен

Еще говорили о едином экзамене. Никто не отрицает очевидные преимущества ЕГЭ —возможность для школьников из регионов поступить в крупные вузы, снижение уровня коррупции в этой области, роль этого экзамена как наукометрического показателя вуза. Как отметил ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, если вуз имеет высокий показатель уровня государственного экзамена, то туда стремятся абитуриенты.

Другое дело — формат этого экзамена: тесты объективно проверяют столько знания, сколько уровень натасканности. Виктор Садовничий обратился к министру образования Ольге Васильевой с просьбой разрешить вузам проводить дополнительный вступительный экзамен. Он привел в пример МГУ имени М. В. Ломоносова. Вместо одного показателя знаний университет учитывает три: ЕГЭ, олимпиады школьников и собственный экзамен — и последний ставит все на свои места.

Министр образования поддержала предложение о дополнительном вступительном экзамене и рассказала о модернизации системы ЕГЭ — а именно о сокращении тестовой части, что особенно важно для гуманитарных дисциплин. И некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: в 2016-м году тестовой части не стало в обществознании, в истории, в географии, в информатике, а в 2017-м теста не будет в экзаменах по химии, физике, биологии.

Классический университет: модель прошлого или будущего

Проблема не только в выпускном экзамене как таковом, но и в общей ситуации с гуманитарным образованием. На заседании показали результаты опроса людей разных профессий (от журналистов до IT-специалистов) и разных возрастов по истории России. Оказалось, в частности, что из недавних выпускников лишь немногие знают, кого и в каком году свергли большевики и как этого человека звали. Ольга Васильева пришла к такому выводу:

— У нас большие вопросы не только в области воспитания, но и в области подготовки гуманитариев и в области преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах. В каждом вузе есть обязательные предметы — история, русский язык и культура речи. У меня убедительная просьба к вам — не заменять эти предметы ничем другим, на чем настаивает выпускающая кафедра.

Проблема современного уровня гуманитарного образования лежит в плоскости проблемы классических университетов. Эту взаимосвязь отметил Сергей Валентинович Землюков, ректор Алтайского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай. В последнее время уровень и значение классических университетов в системе России снизились, например, за последние десять лет в Алтайском государственном университете на такие направления подготовки, как филология, история, философия, искусство и психология бюджетные места не выделялись, а если и выделялись, то не более пяти мест.

«Классическое образование отличается от профильного как раз фундаментальностью, более широким подходом к образовательным программам, — уверен Сергей Землюков. — Именно в классическом университете формируется личность и соответствующие элиты, представители которых преподают в ведущих вузах и в школах. В этом предназначение классического университета. Традиции — как российские, так и европейские — говорят о том, что к нему надо возвращаться. Это очень важно с точки зрения регионального образования».

Вернуться к фундаментальному образованию и повысить качество подготовки педагогов — одна из задач, которую сейчас решает Министерство образования. Ольга Васильева обрисовала концепцию новой системы для выпускников классического университета, который хочет прийти работать в школу. Либо это будет второй дополнительный диплом — который можно получить в том же университете, который закончил, либо педагогическая магистратура очно-заочной формы обучения.

Поддержка нужна не только «потенциальным» педагогам, но и учителям со стажем. Будут полезны съезды школьных учителей — если не на российском уровне, то хотя бы на региональном, — а также в форме летних школ, по примеру той, что проводит МГУ.

[Фото: Татьяна Матвеева]