Законопроект об использовании трех доноров для оплодотворения по медицинским показаниям нижняя палата британского парламента одобрила на прошлой неделе, причем значительными большинством. Теперь слово за Палатой лордов. Если она скажет «да», — а в этом практически нет сомнений, — то Великобритания станет первой страной, узаконившей новый метод оплодотворения. «Я рад, что [члены парламента] проголосовали за введение метода митохондриального замещения», — сказал Джон Тук (John Tooke) президент Академии медицинских наук в Лондоне. Роберт Мидокрофт (Robert Meadowcroft), руководитель Центра по изучению мышечной дистрофии в Лондоне, добавил: «Наконец-то мы достигли важной вехи в предоставлении женщинам неоценимую возможность стать матерью без страха обречь своих детей на страдания от митохондриальных заболеваний». Что это за метод и почему он вызвал такой резонанс в обществе?

Цель нового способа зачатия в том, чтобы дать женщинам — носителям митохондриальных заболеваний — шанс иметь здоровое потомство. Митохондрии являются энергопроизводящими структурами вне клеточного ядра, и дефекты в них могут привести к дегенеративным заболеваниям у следующего поколения. Возможны мышечная дистрофия, проблемы с сердцем и почками, тяжелая мышечная слабость, эпилепсия и умственная отсталость, и прочие нерадостные последствия.

Процедура выглядит так: ученые извлекают ядерную ДНК из яйцеклетки будущей матери и имплантируют ее в донорскую яйцеклетку, из которой предварительно удалена ядерная ДНК. Это может быть сделано либо до, либо после оплодотворения. Полученный эмбрион имеет родительскую ядерную ДНК, но донорскую митохондриальную. При этом эмбрион несет менее 1% генов от ДНК донорской яйцеклетки.

Кто против?

Католическая церковь всегда выступает против каких-либо искусственных репродуктивных технологий. Церковь Англии тоже выразила на прошлой неделе озабоченность тем, что не было проведено достаточно научных исследований, а технология не отработана. Помимо церкви есть и другие критики, которые говорят, что нельзя точно предугадать, какое влияние подобные генетические изменения будут иметь на будущие поколения, и неизвестно, есть ли какие-либо другие опасности.

Генно-модифицированные дети

Самым популярным аргументом противников технологии стала представление, будто будут получаться генно-модифицированные дети. Это не так. Для того чтобы получились генно-модифицированные продукты, ученые выбирают отдельные гены одного организма или продукта и передают другому, чтобы получить новые свойства, например, большинство генетически модифицированных растений, например, выводятся для того, чтобы быть менее уязвимыми к пестицидам или болезням.

Но в случае с митохондриальными заболеваниями отдельные гены не имплантируются в яйцеклетку или эмбрион. Меняя больную ДНК, ученые не влияют ни на цвет глаз, ни на цвет волос ребенка, не делают его умнее или сильнее, по желанию. Митохондриальные изменения будут проводиться только по медицинским показаниям. Детей на заказ не будет.

Как широко будет использоваться этот метод?

Сейчас эксперты по-разному оценивают перспективы нового метода. По одним оценкам, в среднем от десяти до 150 женщин ежегодно будут пользоваться этим способом зачатия, остальные выберут другие способы — классическое донорство или усыновление.

Клиники, которые будут предлагать этот метод, должны будут получить специальную лицензию. Например, университет Ньюкасла (Великобритания), который сейчас проводит лабораторные испытания митохондриального донорства, планирует подать документы на лицензию в октябре 2015 года. В свою очередь, дети, рожденные с использованием метода, будут наблюдаться у врачей для исключения потенциальных проблем со здоровьем. Эксперты подсчитали, что первый ребенок, родившийся с помощью новой технологии, может появиться в течение ближайших трех лет. Вероятно, эти дети будут включены в британскую программу отслеживания здоровья 80 тысяч человек от рождения до смерти.

Пока нигде в мире этот способ законодательно не разрешен. Ученые США в ответ на известие о решении британского парламента заявили, что пока слишком рано пытаться использовать метод митохондриального зачатия на людях, так как данных недостаточно.

«Мы считаем, что палата общин совершила серьезную ошибку, которая, как мы надеемся, не будет иметь печальных последствий», — заявил Марси Дарновски (Marcy Darnovsky), исполнительный директор Центра генетики в Беркли, штат Калифорния (США).

Надо сказать, что в США не так однозначно настроены против метода митохондриального замещения. В этом году 27 января была создана специальная комиссия при Институте медицины и по запросу Конгресса поднимала этот вопрос. Дальнейшие встречи по решению этических и социальных вопросов, возникающих при принятии этого метода оплодотворения, запланированы на март и май.