Зоологи Кейт Маршалл (Kate Marshall) из Кембриджского университета, Мартин Стивенс (Martin Stevens) и Кейт Филпот (Kate Philpot) из Эксетерского университета провели исследование, показавшее способность ящериц подбирать места для отдыха среди камней, похожих на их собственную окраску, улучшая таким образом свои шансы остаться незамеченными и спастись от нападений хищников. Статья об исследовании опубликована в журнале Scientific Reports, о нем также рассказывает сайт Кембриджского университета.

Речь идет об одном из видов стенных ящериц — кикладской ящерице (Podarcis erhardii), этот вид широко распространен на южных Балканах и многих греческих островах. Известно, что другие типы ящериц, такие, как хамелеоны и гекконы, умеют быстро менять собственную окраску, подстраиваясь под окружающую среду, кикладские же ящерицы этого делать не умеют. Однако, как оказалось, у них есть другая способность — выбирать окраску окружающей среды под цвет собственной. Причем ученые обратили внимание на то, что на каждом острове ящерицы подбирают для маскировки разные камни.

Вопрос, который больше всего заинтересовал исследователей — как ящерицы узнают, какой они окраски. Причем им, более того, надо видеть себя глазами птицы, летящей над камнем, а зрение у птиц отличается и от зрения у ящериц, и от зрения, например, человека. Ученые предполагают два возможных объяснения. Согласно первому, способность заложена генетически, согласно второму — формируется на ранних этапах развития при наблюдении за другими особями и на собственном опыте. Ученые планируют посвятить ответу на этот вопрос дальнейшие исследования.