Учёные представили «черновик» генома пшеницы

Он оказался даже сложнее, чем генетический код человека

Геном пшеницы намного сложнее генетического кода не только таких культур, как рис или кукуруза, но даже человека. И всё же международной группе генетиков удалось его расшифровать – пока, правда, лишь вчерне.

«У пшеницы самый большой и сложный геном из всех, какие учёные до сих пор пытались расшифровать. Он в четыре с лишним раза больше человеческого. Кроме того, он является, по сути дела, комбинацией из трёх независимых геномов, каждый из которых происходит от одного из диких предков нынешней пшеницы. То есть в геноме культурной пшеницы каждый ген представлен сразу тремя очень похожими, но не идентичными вариантами», – поясняет Майкл Беван (Michael Bevan), директор Центра Джона Иннеса в Норидже, ведущего британского научного учреждения в области биологии растений, микробиологии и биохимии.

По его словам, ДНК одного из важнейших в мире культурных растений на сегодняшний день секвенирована примерно на 95 процентов. Учёные смогли идентифицировать практически все гены пшеницы – а всего их, по различным оценкам, от 94 до 96 тысяч, – но пока не установили всех взаимосвязей между ними. К одному из трёх упомянутых «родительских» геномов с достаточно высокой надёжностью отнесены примерно две трети генов.

Расшифровка генетического кода пшеницы представляет огромный интерес для селекционеров. Знания о месторасположении и функции того или иного гена позволят быстрее и эффективнее выводить сорта с нужными свойствами. По крайней мере, агробиологам, работающим с рисом, удалось благодаря расшифровке его генома добиться за последние годы весьма впечатляющих успехов в выведении новых сортов. С пшеницей же многие специалисты предпочитали вообще не иметь дела.

«Возможно, пшеница именно благодаря своему большому и сложному геному получила столь широкое распространение по всему миру. Такой геном позволяет этой культуре лучше адаптироваться к разным климатическим условиям, чем любому другому злаку», – полагает австралийский профессор Питер Лэнгридж (Peter Langridge), глава Центра функциональной геномики растений при университете Аделаиды.

Учёные рассчитывают, что уже к 2016 году говорить о расшифровке генома пшеницы можно будет с полной уверенностью, поскольку хорошие адаптивные способности делают её чрезвычайно важной культурой в условиях глобальных изменений климата.

Источник: www.dw.de