Физики из университета Беркли (США) создали уникальный детектор взрывчатки на базе нанолазера. Прибор способен обнаруживать миллиардные доли молекул тринитротолуола, нитрата аммония и других взрывчатых веществ в воздухе. Причем делает он это намного быстрее и точнее, чем специально обученные собаки, да и в отличие от них детектор никогда не устает и незаметен для террористов.

Прибор вполне умещается на ладони. Длина рабочей части составляет 600 нм, толщина — 50 нм. Серебряная подложка покрыта тонким слоем диэлектрика из фторида магния, поверх которого расположен сам резонатор-полупроводник — пластинки из чистейшего сульфида кадмия.

Поверхность полупроводника легко и взаимодействует с молекулами тротила и других азотистых веществ, содержащих электрон-дефицитные нитрогруппы. Но присутствие даже одной молекулы взрывчатого вещества заметно меняет параметры лазерного излучения детектора.

У изобретения есть множество практических применений. В первую очередь, речь идет о безопасности аэропортов, вокзалов и  публичных учреждений, где подобные датчики помогут незаметно определять смертников и боевиков, вооруженных  взрывчаткой. Кроме того, детекторы помогут обнаруживать пехотные мины, от которых ежегодно гибнет около 20 тыс. человек.

Иллюстрация: Wikimedia Commons