Шимпанзе, бонобо и орангутаны умеют определять ложные убеждения. Таковы результаты работы, опубликованной в Science. Раньше считали, что этой способностью обладают только люди.

Исследователи разума животных с помощью экспериментов выяснили, что к примеру, шимпанзе могут обманывать, распознавать чужие мотивы и помнить тех, с кем хорошо сотрудничать. Они могут определить, что другая обезьяна может или не может увидеть и догадаться о движении объектов, которых они сами не видят. Но понимать ложные убеждения других — это уж слишком.

Ложные убеждения демонстрирует классический эксперимент с перепрятыванием вещи из одного места в другое, пока хозяин не видит. Взрослому человеку очевидно, что хозяин вещи будет искать ее там, где спрятал, ведь он не знает, что вещь перепрятали. А вот ребенок до четырех лет этот тест не пройдет. Считалось, что приматы тоже.

Кристофер Крупенье (Christopher Krupenye), эволюционный антрополог из Университета Дьюка (Великобритания) с коллегой Фумихиро Кано (Fumihiro Kano) из университета Киото (Япония) решили использовать видео и окулографию (технику отслеживания взгляда), чтобы проверить способность высших приматов распознавать ложные убеждения.

Ученые сняли на видео, как человек, переодетый в Кинг Конга, крадет камень у мужчины, прячет его в одну из двух коробок и затем отпугивает этого мужчину. Пока его нет, Кинг Конг перепрятывает камень в другую коробку, но затем меняет намерение и выкидывает камень совсем. Где мужчина будет искать камень, когда вернется? Многие из нас предположат, что он будет искать камень в первой коробке, где его в последний раз видел.

Но будет ли примат думать так же? Чтобы узнать это, ученые показали эту видеозапись 14 шимпанзе, 9 бонобо и 7 орангутанам. С помощью инфракрасного окулографа они измерили взгляды животных во время просмотра фильма. В сцене возвращения мужчины 22 из 30 обезьян посмотрели прямо на коробки, причем 17 из них посмотрели на первую коробку, где Кинг Конг изначально прятал камень. Окулография зафиксировала, что обезьяны правильно догадались о том, где человек будет искать камень, хотя они знали, что камень уже не там. Сходные результаты получили при показе 40 приматам других, слегка отличных, роликов.

В отличие от других подобных опытов на ложные убеждения здесь не была вовлечена еда и язык. Авторы работы понимают, что окончательные выводы делать еще рано. «Мы показали, что они могут предсказывать поведение других особей, что представляет собой развитую способность». Теперь ученые хотят разработать такой эксперимент, где бы обезьяны смогли применить эту свою способность.