Выборы — основа любого демократического общества (или общества, которое старается таковым выглядеть). Как любая борьба за власть, выборы редко проходят полностью спокойно. Несмотря на четко оговоренные правила игры, каких только методов не применяют кандидаты и их команды, чтобы обойти конкурентов. Но борьба за лидерство — это не изобретение человека, существует она и у самых разных представителей животного царства. Своеобразные выборы есть у обезьян, пчел и даже у бактерий.

Шимпанзе: коалиции и агрессия

Наши ближайшие родственники среди приматов достаточно умны, чтобы знать — в мире грубой силы нет ничего лучше, чем оказаться на вершине социальной группы, что дает определенный иммунитет и привилегии. Шимпанзе стараются привлекать сторонников и создавать коалиции. Самцы, претендующие на лидерство, постоянно ведут «вербовку», чтобы увеличить численный состав своего альянса — например, вычесывая собратьев, ухаживая за ними. В ситуации соперничества между группами и их лидерами именно перевес в численности чаще всего оказывается решающим фактором.

В 80-х годах прошлого века голландский приматолог Франц де Вааль (Frans de Waal) написал книгу «Политика у шимпанзе», ставшую очень популярной. Шесть лет ученый исследовал колонию шимпанзе, чтобы описать, как устроены отношения внутри нее. Он пришел к выводу, что власть у этих приматов базируется и на создании коалиций, и на определенной доле агрессии — жить по законам демократии у шимпанзе не получается. Правящая группа всегда имеет жесткую иерархию среди самцов, и доминирующие особи имеют привилегированный доступ ко всем ресурсам.

«Партия власти» у шимпанзе очень часто состоит из родственников. В другом варианте устойчивость коалиции определяется принципом, известным как «рука руку моет». В общем, кажется, что-то похожее мы видим и в мире людей.

Паукообразные обезьяны — анархия в мире животных

Может показаться, что типичная организация общества у животных основана на жесткой иерархии и наличии явного лидера, вожака. Но есть виды, у которых социальная организация построена на совершенно иных принципах.

Характерный пример — шерстистые паукообразные обезьяны, живущие на юго-востоке Бразилии. В их сообществах нет никакого выраженного лидерства. Самцы не доминируют над другими самцами или самками, это полностью равноправное общество. И это очень миролюбивые животные, самцы могут даже ждать своей очереди, чтобы спариться с «занятой» самкой, а не драться за свое право.

В сравнении с большинством видов приматов, эти обезьяны не тратят много времени на то, чтобы ухаживать друг за другом и общаться. Но предположить на основании этого, что у них слабо развитая политическая система будет, по мнению ученых, сильным упрощением. К примеру, эти приматы часто обнимаются друг с другом, а анализ социальной сети показывает более значимую роль одних в сравнении с другими.

Политическая система у пчел

Наиболее известные децентрализованные политические системы существуют у так называемых социальных насекомых — например, у пчел и муравьев.

Когда пчелам требуется найти новое место дислокации, они используют коллективное решение. Сначала отдельные особи ищут потенциально подходящие места, потом возвращаются в гнездо и показывают сородичам расположение участка с помощью своего знаменитого танца.

Если найденный участок плохого качества, пчела быстро перестанет танцевать. Так самые длинные и громкие танцы соберут наибольшее количество последователей. Они тоже слетают на потенциальное место жительства и, вернувшись, станут «политическими активистами» — покажут свой танец и так добавят свой голос в копилку. Происходит это до тех пор, пока одно из мест не одерживает явную победу.

Общество бактерий

Борьба за власть и политические игры у приматов нас не удивляют, а вот факт существования похожих взаимодействий у бактерий известен не многим. Бактерии — это простые микроскопические организмы, но даже они стараются влиять на других, чтобы сделать из них своих последователей.

Конечно, у них нет лидеров, но в их децентрализованной системе все решения принимаются на основании системы стимулов и реакций, зависящей от плотности популяции. Это так называемое чувство кворума (quorum sensing) — явление, открытое биологами не так давно. Выяснилось, что некоторые бактерии (а возможно, и другие микроорганизмы) общаются и координируют свое поведения с помощью секреции молекулярных сигналов.

К примеру, патогенные бактерии способны согласовывать таким образом свои действия и выпускать вредные соединения совместно, усилия их действие. Так они более эффективно воздействуют на иммунную систему и «побеждают» ее.

Так или иначе, уйти от борьбы за власть вряд ли получится, это не специфика человеческого общества и даже не приматов. Вопрос только в том, какие выбирать методы и как определять собственное место в этом процессе.