Исследование нижних слоев стратосферы показало, что твердые частицы, выбрасываемые вулканами, куда сильнее отражают солнечное излучение, чем считалось раньше. Подробности опубликованы в журнале Nature Communications.

Исследователи из НАСА и из различных европейских организаций изучили нижние слои атмосферы в рамках проекта CARIBIC, посвященного исследованию климата. Присутствие твердых частиц в атмосфере изучалось с помощью лазерных приборов, установленных на самолетах. Одновременно с этим ученые из НАСА и из Французского космического агентства анализировали полученные с помощью спутника данные о составе твердых частиц и слоях облаков. В результате они пришли к выводу, что соотношение серы и озона позволяет сделать вывод об очень сильном воздействии вулканов на тропосферу.

Очевидно, раньше эта мысль не приходила ученым в голову потому, что они не учитывали состояние нижних слоев атмосферы, как это было сделано в нынешнем исследовании. Теперь же можно считать извержения вулканов одним из факторов, благодаря которому глобальное потепление происходит не так быстро, как этого ждали несколько десятилетий назад. При этом ученые подчеркнули, что речь идет не только о крупных извержениях, но и о суммарном воздействии на атмосферу небольших извержений.

Интересно, что сила этого воздействия различается в разные времена года. Сильнее всего вулканы замедляют потепление в конце лета.

Конечно, извержения не только замедляют наступление климатического апокалипсиса, но и мешают повседневной жизни — все помнят исландский вулкан Эйяфьядлаёкюдль в 2010 году, так сильно повлиявший на авиасообщение, и едва не случившееся повторение истории в августе и сентябре 2014 года, с соседним исландским вулканом по имени Бардарбунга. Хотя дело началось с оранжевого предупреждения, — последнего перед собственно катастрофой, — все было не так страшно, зато мировые фотобанки пополнились красивыми снимками столбов «пыли» из жерла вулкана и собственно извержения Бардарбунги. Еще можно посмотреть впечатляющие съемки извержения вулкана Вильяррика в Чили. С другой стороны, извержение вулкана подарило нам новый остров в Тихом океане — размером примерно 1,8 на 1,5 км и высотой около 100 метров, в 65 километрах на северо-запад от столицы Тонга города Нукуалофа.