Группа ученых под руководством Мартина Хардкастла (Martin Hardcastle) из университета Хардфордшира (Великобритания) исследовали при помощи телескопа «Чандра» галактику Живописец А, сообщает NASA. Результаты работы исследователей опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Галактика Живописец А расположена почти в 500 миллионах световых лет от Земли и в центре имеет сверхмассивную черную дыру. В ходе падения материи за горизонт событий высвобождается немало гравитационной энергии, и в результате возникли два «луча» рентгеновского излучения, каждый длиной около 300000 световых лет — для сравнения, диаметр нашего Млечного пути втрое меньше. Один из результатов 15-летних наблюдений — это как раз подтверждение существования второго луча. ее существование предполагали и раньше, но, вероятно, поскольку идет в другом направлении и как бы убегает от земного наблюдателя, ее труднее заметить.

Исследователи выбрали эти струи из-за сравнительной близости Живописца А — это позволит детальнее их исследовать, потому что пока ясного представления об устройстве и функционировании этих струй нет. Согласно данным наблюдений, рентгеновское излучение возникает в результате движения электронов по спирали вокруг линий магнитного поля. В этом случае что-то должно постоянно эти электроны ускорять, но что, пока непонятно. Зато стало понятно, что несостоятельна другая гипотеза — якобы электроны, удаляясь от черной дыры, сталкиваются с фотонами в фоновом космическом излучении и поднимают уровень энергии фотонов до рентгеновского.

Кстати, это не первое интересное явление, обнаруженное при помощи телескопа «Чандра» — не так давно мы рассказывали о том, что исследователи наблюдали галактический хвост.