В середине сентября сотрудники Института исследования моря заметили 25 особей синих китов, причем 17 из них находились в Баренцевом море в районе Свальбард — после почти столетнего отсутствия. Новость об этом опубликована на интернет-портале Scandinews.

О подобных встречах гигантских китообразных сообщали этим летом корабли береговой охраны, и даже круизные лайнеры. В частности, на прошлой неделе береговая охрана на судне «Нордкапп», следуя на юг от Лонгербаен заметила несколько огромных китов в Исфьорден, и по существующим правилам, сделала сообщение в Институт исследования моря.

«Мы встречаем все больше огромных китов, а также полосатиков и горбатых китов. Но синие киты — это очень необычно. Встреча с самым огромным животным на земле — это незабываемо!», — сказал помощник капитана сторожевика Джонни Роалдсэнд.

Норвежские ученые утверждают, что в этих районах синих китов не встречали около 100 лет. Встреча большой группы особей в течение всего летнего сезона — это очень обнадеживающая новость.

«Количество синих китов на севере растет. Это прекрасная новость!» — сказала старший исследователь норвежского полярного института Кит Ковач. За 20 лет ее работы, этих животных в Баренцевом море она не встречала ни разу.

Сообщение норвежских ученых прокомментировал Григорий Цидулко, специалист по морским млекопитающим директор российского представительства Антарктического альянса:

Синие киты — это самые большие в мире киты. Один кит весит в среднем 170-200 тонн, поэтому они были лакомым куском для китобоев, с того момента, как была изобретена гарпунная пушка. До этого люди в основном охотились на гладких китов, и называли их «right whale» — «правильные киты» — потому что в отличие от всех остальных китов они не тонули после того, как были убиты.

Технические новшества позволили начать промысел других китов, и в том числе — гигантов океана: с одного выстрела получалось не 70-80 тонн добычи, а сразу 200. Вот тогда синих китов по большей части и выбили. Их ареал был — практически по всему Мировому океану, и в Тихом океане, и в Индийском, и в Атлантике. В Южном полушарии синих китов осталось сейчас около 2,5 тысяч. По оценкам Международной китобойной комиссии — это 3-4% от их численности до промысла.

После введения моратория на коммерческий китобойный промысел, этот вид мог бы набирать силу и быстрее, но выяснилось, что экологическую нишу синих китов в их отсутствие достаточно быстро заняли малые полосатики — это более мелкий кит, 10-12 метров в длину, более быстрый и шустрый. Их осталось в океане гораздо больше, чем синих китов, да и добывали их с куда меньшим усердием. У них общий спектр питания — мелкая рыбешка и криль.

То же самое произошло и в Северном полушарии, в Северной Атлантике, там, где, по сути, находится родина китобойного промысла — Норвегия, Исландия, Канада, Великобритания и так далее. Поэтому ни гладких, ни синих китов в этой части Мирового океана не стало очень быстро.

Надо отметить, что мониторингом численности этих животных никто всерьез системно не занимался, больших учетов никто не делал  — это очень дорого и трудоемко. Однако некоторые страны, некоторые научные институты проводят учеты на тех или иных достаточно ограниченных территориях. Это конечно не охватывает полностью ареал вида в Северной Атлантике.

Однако в официальных источниках Международной китобойной комиссии есть отрывочные данные, позволяющие делать вывод о том, что численность синих китов постепенно начала расти. Чаще всего они встречаются у побережья Исландии, где по разным оценкам, встречается от 700 до 1100 особей. И есть встречи между Гренландией и Восточной Канадой — там численность оценивается в 250-300 особей. Все это — очень маленькое стадо, учитывая большую продолжительность жизни этих животных и то, что детеныши у них появляются не каждый год, а размножаться они начинают в 9-10 лет.

То, что видели исследователи из Норвегии — означает, что по некой причине в этот район моря собралась группа в 25 синих китов. Мы знаем, что Арктика постепенно освобождается ото льда по причинам изменения климата. И для китов появляются новые местообитания, кормовые площадки, которые они ранее освоить не могли. Известно, что у синих китов их низкочастотные локационные сигналы, используемые для навигации и коммуникации, распространяются на расстояние нескольких десятков миль. Они могут обнаруживать кормовые скопления на большом расстоянии, сообщать об этом собратьям и направляться к этому месту с далекой дистанции. Возможно, ранее в эти места китам мешал проникнуть лед — ведь киты, как известно, дышат атмосферным воздухом.

Может быть, причина еще и в том, что таяние ледников Гренландии и Шпицбергена, доказанные изменения в пути Гольфстрима, меняют условия солености и температур, режима освещенности в водах Северной Атлантики. Это влияет на перераспределение планктонных масс, кормовых ресурсов китообразных. И когда в связи с этим появляются новые кормовые участки, они начинают осваивать территории своих прежних допромысловых ареалов.