Полноценные мышата родились из яйцеклеток, полностью созданных в лаборатории из образцов клеток кожи мыши. Об этом авторы работы из Японии сообщили в статье в Nature. Ведущие мировые СМИ освещают это достижение. Эксперты говорят, что это дает надежду для супругов, которые лечатся для повышения фертильности.

Ученые уже умеют создавать сперму в лаборатории, но для этого они применяют незрелые эмбриональные стволовые клетки, которые могут преобразоваться в любой тип клеток. Взять взрослые клетки кожи и заставить их превратиться в яйцеклетки — это сложнее.

Группа ученых под руководством профессора Катсухико Хайаси (Katsuhiko Hayashi) из Университета Кюсю (Японии) взяла клетки из хвоста мыши и перепрограммировала их назад в незрелые стволовые клетки. Затем они добились, чтобы эти клетки превратились в яйцеклетки. Не все получившиеся яйцеклетки оказались здоровыми или жизнеспособными, но некоторые можно было оплодотворить спермой в чашке Петри. Оплодотворенные клетки поместили в утробу мыши и они развились в относительно здоровых детенышей. Ученые предупреждают, что этот метод может не сработать на человеке.

Есть несколько проблем на этом пути, некоторые из них технические, но самые большие — проблемы безопасности и этики. Дефекты в искусственных яйцеклетках могут передаваться будущим поколениям, к примеру. Техника применяемая японскими учеными все еще требует взятия ткани из эмбрионов, чтобы поддержать искусственно яйцеклетки, пока они растут в лаборатории.

«Однажды этот метод может пригодиться для женщин, которые потеряли способность иметь детей в раннем возрасте, также как для улучшения в более традиционных методов лечения бесплодия. Но более тщательный анализ этой статьи показал сложность процесса и, насколько он далек от оптимального», — приводит BBC слова профессора Ричарда Андерсена (Richard Anderson) из Центра репродуктивного здоровья из Университета Эдинбурга, эксперта по данному вопросу.

Хайаси считает, пишет Nature, что ооцитоподобные клетки человека могут быть получены в течение десяти лет, но он сомневается, что они будут достаточно качественные для лечения бесплодия.

«Преждевременно использовать искусственные ооциты в клинике», — предупреждает Хайаси, подчеркивая что искусственные мышиные яйцеклетки часто получались низкого качества. Он опасается, что такие яйцеклетки могу создать генетически аномальные эмбрионы и, возможно, аномальное потомство. В этой работе только 3,5% первых эмбрионов из искусственных яйцеклеток дали потомство. Для сравнения, естественным путем внутри мыши вызревают 60% яйцеклеток.

Ожидается, что результаты работы станут поводом для этической дискуссии в научной среде.