Пресс-служба Университета Бристоля (Великобритания) сообщает об открытии ученых, позволяющем «отключать» аутоиммунные заболевания, то есть останавливать клетки, атакующие здоровые ткани собственного организма.

Исследователи выяснили, что иммунную систему, разрушающую по ошибке собственный организм, можно перенастроить на защиту от настоящих инфекций. Это должно привести к широкому использованию антиген-специфической иммунотерапии в качестве средства для лечения многих аутоиммунных расстройств, в том числе ревматоидного артрита, тироидита Хашимото, сахарного диабета I типа, системной красной волчанки, рассеянного склероза, синдрома Рейтера и Базедовой болезни.

Ученые смогли выборочно воздействовать на клетки, вызывающие аутоиммунные заболевания, преобразуя их в клетки, способные защитить от настоящих болезней. Этот тип преобразования, известный под названием «аллергическая десенсибилизация», ранее применялся при аллергиях, его использование при аутоиммунных заболеваниях только недавно было оценено.

Для того, чтобы выяснить, как работает этот тип иммунотерапии, ученые рассмотрели сами иммунные клетки: какие гены и белки включаются и выключаются при терапии. Они обнаружили изменения в экспрессии генов, которые помогли объяснить, как эффективное лечение приводит к превращению агрессора в защитника.

Итогом является восстановление аутотолерантности, когда иммунная система человека игнорирует свои собственные ткани, оставаясь во всеоружии, чтобы защититься от инфекций.

Этот иммунотерапевтический подход позволяет избежать использования иммуноподавляющих препаратов, которые обычно вызывают побочные эффекты в виде инфекций, развития опухолей и разрушения природных регуляторных механизмов.

Источник изображения: E. Uthman, MD, CC BY-SA 2.0Wikimedia Commons