Группа исследователей из университета Миссури (США) и университета Глазго (Великобритания) под руководством психолога Дэвида Гири (David Geary) проанализировала данные об успеваемости школьников в разных странах мира. Выяснилось, что девочки опережают мальчиков по этому параметру в 70% стран, вошедших в выборку, вне зависимости от уровня гендерного, политического, экономического и социального равенства в данной стране. Результаты работы опубликованы в журнале Intelligence.

Ученые изучили данные 1,5 миллионов учащихся в возрасте 15 лет, собранные в период с 2000 по 2010 год по результатам международного исследования PISA. По словам исследователей, более высокие результаты у девочек зафиксированы даже в странах, где женщины ограничены в гражданских правах — например, в Катаре, Иордании и ОАЭ.

Мальчики учатся лучше девочек только в Колумбии, Коста-Рике и индийском штате Прадеш. Учебные достижения обоих полов примерно на одном уровне в США и Великобритании, а также в Лихтенштейне, Чили и венесуэльском штате Миранда. Самые же успешные в учебе девочки (в сравнении с мальчиками) учатся на Мальте, в этой стране разрыв в успеваемости между полами максимален.

В России девочки также лидируют. Их показатели выше, в среднем, на 13%, чем у мальчиков.

Ученые уверены, что результаты этого большого исследования должны спровоцировать изменения в образовательной политике. Очевидно, что обеспечения социального равенства и равного доступа к образованию недостаточно для того, чтобы ликвидировать этот разрыв.