10 сентября 2015 года Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики РАН (ИПФ РАН) с ознакомительным визитом посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в России господин Жан-Морис Рипер с делегацией, в состав которой вошли: Советник Посольства Франции в России по науке и технологиям Алексис Мишель, Первый секретарь Посольства Франции в России Корин Креспель, управляющий директор компании Thales Optronique Дени Левайан и другие официальные лица.

Во встрече приняли участие руководители и ведущие ученые института.

Визит Посла Франции в России г-на Жана-Мориса Рипера в Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики РАН

После официальной церемонии приветствия, директор института член-корреспондент РАН Александр Михайлович Сергеев кратко ознакомил высоких гостей с историей института, основными направлениями научной деятельности и наиболее важными научными результатами. Рассказывая о приоритетных научных направлениях в международном сотрудничестве, директор ИПФ РАН подчеркнул, что научные связи с Францией сложились давно и на прочной основе. Примером этому может служить реализация Международного проекта экспериментального термоядерного реактора (ITER) на базе Исследовательского центра Кадараш во Франции, для которого ИПФ РАН создает сверхмощные гиротронные комплексы. Также господину Ж-М. Риперу было предложено лично ознакомиться с некоторыми научными исследованиями непосредственно в лабораториях ИПФ РАН.

Экскурсия французской делегации началась с посещения Отделения нелинейной динамики и оптики, где господину Ж-М. Риперу представили наиболее яркий пример сотрудничества института с французскими учеными - проект «Лаборатория моделирования плазменных явлений в экстремальных астрофизических объектах».  Проект выполняется в рамках мегагранта Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых мира. Для выполнения задач проекта в 2014 году в ИПФ РАН на базе уникального лазерного комплекса PEARL, способного генерировать лазерные импульсы петаваттного уровня мощности, была создана лаборатория под руководством приглашенного ученого - профессора Политехнической школы и Национального центра научных исследований Франции Жульена Фукса. Руководителем проекта с российской стороны является кандидат физико-математических наук Михаил Викторович Стародубцев.

Высокий научный уровень участников российско-французской лаборатории был подтвержден первыми же результатами. Уже в пилотной экспериментальной сессии, проведенной во вновь созданной лаборатории, удалось продемонстрировать рекорд по ускорению протонов лазерными импульсами. Достигнутые энергии частиц более чем в 1,5 раза превышают значения, полученные Жульеном Фуксом в родной лаборатории.

Большой интерес французской делегации вызвал новый проект, с которым здесь же на фоне большой лазерной установки познакомил их директор института. Это проект Международного центра исследования экстремальных световых полей (XCELS), включенный в число шести российских проектов класса мегасайенс, для реализации на территории страны в предстоящее десятилетие, «сердцем» которого является лазерный комплекс мощностью в 200 петаватт.

В Отделении геофизических исследований заведующий лабораторией кандидат физ.-мат. наук Даниил Сергеев ознакомил делегацию с работами в области физических процессов в окружающей среде. Гостям была продемонстрирована уникальная научная установка «Большой термостратифицированный опытовый бассейн ИПФ РАН», крупнейший в мире. Установка предназначена для моделирования широкого класса гидрофизических процессов в пограничных слоях атмосферы и гидросферы. Особый интерес иностранные гости проявили к исследованиям важным для прогнозирования погоды, а именно моделированию ветро-волнового взаимодействия при ураганных и штормовых условиях, которые проводятся, в том числе в рамках совместных исследований с партнерами из Университета Марселя.

В Отделении физики плазмы и электроники больших мощностей руководитель отделения член-корреспондент РАН Григорий Геннадьевич Денисов ознакомил господина Ж-М. Рипера с лабораторией, в которой создается уникальное оборудование для высокоскоростного выращивания алмазных пластин большого диаметра. В настоящее время в лаборатории ведутся работы по созданию алмазных полупроводниковых материалов высокого качества для электронных устройств с уникальными техническими характеристиками. Эти разработки также получили поддержку государства в рамках программы мегагрантов и проводятся под руководством приглашенного ученого доктора Дж. Батлера, ведущего американского исследователя, признанного мирового авторитета в области CVD технологий, долгие годы руководившего сектором газовой и поверхностной динамики в Военно-морской исследовательской лаборатории (NRL, Вашингтон, округ Колумбия).

Визит Посла Франции в России господина Жана-Мориса Рипера в Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики РАН

В завершение экскурсии ведущий научный сотрудник Лаборатории нелинейных процессов в плазме и вырожденных квантовых газах доктор физ.-мат. наук Андрей Турлапов ознакомил гостей с уникальными методиками получения и исследования ультрахолодного атомного газа.

Визит Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции в России господина Жана-Мориса Рипера завершился подписанием договора о взаимопонимании между ИПФ РАН и компанией Thales Optronique.

Давая оценку прошедшему событию, директор института член-корреспондент РАН А.М. Сергеев отметил, его высокую значимость для дальнейшего развития взаимовыгодных международных научных связей ИПФ РАН. «В последнее время, - сказал он – европейские государства проявляют большой интерес к крупнейшим проектам, которые Россия реализует на своей территории с участием представителей ведущей мировой науки. Одним из таких проектов является и наш проект XCELS по строительству экзаватного лазера.

XCELS - это лазерная структура, вокруг которой могут организовываться рабочие станции лабораторий других государств, заинтересованных в использовании нашего уникального мощного источника излучения в различных экспериментах с веществом. Франция довольно активно позиционирует себя в сотрудничестве с Россией по лазерной тематике и визит Ж.М. Рипера тому подтверждение».