Полуостров Ямал, где все давно разведано и исследовано, где стоят нефтяные вышки и курсируют вертолеты газодобытчиков, преподнес неожиданную сенсацию. С борта вертолета, обслуживающего газовые промыслы, была обнаружена огромная впадина, похожая на карстовый провал — только необычно огромный. Те, кому посчастливилось сделать ее снимок с воздуха, утверждают, что размер столь велик, что внутрь можно спокойно спускаться на нескольких вертолетах Ми-8.

Неподалеку от воронки находится крупнейшее на Ямале Бованенковское месторождение газа. По данным очевидцев, провал имеет большую глубину и на дне его шумит мощный подземный поток. Вокруг воронки находятся темные отвалы выброшенного наружу грунта — возможно, силой взрыва. Однако, согласно официальным данным, никаких изыскательских работ, связанных с подрывом мощных зарядов,  в этих местах не проводилось. «Размер воронки (косвенно его можно оценить, взглянув на зелень вокруг дыры — это деревья, хоть и карликовые, арктические), говорит о том, что мощность взрыва была сравнима с мощностью небольшой атомной бомбы», — указывает издание «Челябинский вестник».

Заслуженный геолог РФ, советник РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Иван Нестеров уверен: загадочная воронка имеет внеземное происхождение. «Эта воронка образовалась от столкновения с метеоритом. Я предполагаю, что метеорит этот состоял изо льда, который упал, не сгорев в атмосфере. При столкновении с землей был небольшой взрыв, а потом метеорит прожег стены этого отверстия».

Доцент физико-технического института Уральского федерального университета, член Комитета по метеоритам РАН, член Международного метеоритного общества Виктор Гроховский не согласен с «внеземной» версией и подчеркивает, что метеорит не мог пролететь незамеченным. «Если бы это было крупное космическое тело, мы наблюдали бы след пролета в атмосфере. Странное какое-то явление, потому что так глубоко не падают космические тела, дырка-то глубокая. Хотя там есть выброс, так что на провал тоже непохоже».

Страстей добавило появление в соцсетях видео, снятого в мае 2014 года коренными жителями Ямала. На них видно, что дыра действительно огромная, глубокая и верхние стенки ее носят явные следы плавления.

Профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Аркадий Курчиков считает, что провал имеет техногенное происхождение — на поверхность земли выдавило скопившиеся отходы от бурения газовых скважин. «Дело в том, что при разбуривании Бованенковского месторождения образующиеся отходы бурения — жидкие отходы, шламы и так далее — под большим давлением и горячим паром закачивают в жильные льды. Видимо, относительно недалеко находится объект, куда это всё закачивалось. Там оказалось слабое место, и теперь всё это вырвалось на поверхность, появилась как будто воронка. Судя по той воронке, которая есть, — это явно выброс», — рассказал профессор.

В пресс-службе губернатора ЯНАО сообщают, что в ближайшее время на место провала отправится специальная комиссия из геологов, которая даст ответы на вопрос о его происхождении.

Фото (скриншот) с видео: youtube.com