Астрофизик Джемма Андерсон (Gemma Anderson) и ее коллеги из Кюртинского университета (Австралия) обнаружили в близлежащей к нам галактике сверхмассивную черную дыру, поглощающую звезду. Как сообщает исследователь, нагрузки, испытываемые звездой, настолько велики, что она буквально распадается на части. Об открытии рассказывает eScienceNews.

Профессор Андерсон рассказывает, что это нетипичное открытие — не каждый день удается наблюдать массивную черную дыру, находящуюся в центре галактики в момент, когда она поглощает звезду. Подобных фактов за всю историю наблюдений насчитывается всего около двадцати. Вся известная ученым теория черных дыр предсказывает, что в подобных ситуациях должны регистрироваться мощные потоки излучения. Но они наблюдались только в немногих очень мощных системах.

Исследователи впервые смогли увидеть воочию диск материала, проваливающийся в черную дыру, который известен как аккреационный диск, а также зафиксировать поток излучения, испускаемый в подобных системах.

Астрофизик Джеймс Миллер-Джонс (James Miller-Jones) из Международного центра радиоастрономии (ICRAR) (Австралия) объясняет, что мощность одного выброса этого излучения сопоставима с мощностью энергии, вырабатываемой звездой типа Солнца за 10 млн лет.

Исследователь рассказывает, что, скорей всего, подобное излучение испускают все массивные черные дыры в момент поглощения других звезд. Однако это открытие состоялось благодаря тому, что наблюдаемый объект находился на расстоянии в 300 млн световых лет, что по космическим масштабам не так уж и много.

Впервые эта черная дыра была обнаружена командой исследователей из университета имени Джона Хопкинса (США). Группа Миллер-Джонса подсказала коллегам, в какой момент и с какой именно чувствительностью следует наблюдать объект, чтобы зафиксировать поток интересующего ученых излучения.

«Пожирателя» звезд удалось впервые разглядеть в ходе работы по проекту по поиску сверхновых звезд All-sky Automated Survey for Supernovae (ASAS-SN). Наблюдения были продолжены с применением радиотелескопа Arcminute Microkelvin Imager (AMI), расположенного в Кембридже.

Ученые надеются, что в будущем, с появлением более мощных телескопов, таких объектов будет обнаружено больше, следовательно, и фонд наших знаний о черных дырах обогатится.

К слову, ранее портал Научная Россия рассказывал о ходе работ по строительству телескопа Джеймса Уэбба, который должен заменить Хаббл.