Международная группа астрономов, включающая Алексея Князева из астрономического института им. П.К. Штенберга (МГУ), под руководством Эрика Мамажека (Eric Mamajek) из Рочестерского университета (США), изучила траекторию движения так называемой звезды Шольца и пришла к выводу, что 70 тысяч лет назад она должна было пройти через окраину Солнечной системы. Результаты своей работы они опубликовали в журнале The Astrophysical Journal.

Звезда Шольца, она же WISE J072003.20-084651.2, обнаруженная в 2013 году, представляет собой звездную систему, состоящую из красного и коричневого карликов, которая в настоящее время располагается в созвездии Единорога в 20 световых годах от Земли. Она интересна тем, что находится в движении относительно Солнечной системы, что может означать, что или она через какое-то время приблизится к ней, или что она там уж побывала. Исследования ученых показали, что с вероятностью 98% верно второе.

Похоже, что когда первые люди покидали Африку, эта звезда оказалась у границ облака Орта — скопления комет на подступах к Солнечной системе, то есть всего в 0,8 светового года от Солнца. Для сравнения, ближайшая к нам звезда находится в 4,2 светового года. И если звезда Шольца действительно проникла во внутреннюю часть облака, то могла привести в движение многочисленные кометы, что могло дать начало своеобразному кометному дождю в Солнечной системе.

Поскольку звезда Шольца состоит из двух очень тусклых звезд, то даже в момент максимального сближения ее вряд ли можно было различить с Земли невооруженным глазом. Но как говорит Эрик Мамажек, поскольку она обладает магнитными свойствами, то иногда может становиться во много раз ярче, и в период активности ее вспышки все-таки можно было наблюдать.

Кстати, об этом регионе Солнечной системы мы писали недавно, потому что возможно, что в облаке Оорта есть еще несколько до сих пор не открытых планет.