Ученые из Новосибирска запатентовали метод выделения экзосом из крови для определения наличия злокачественной опухоли в груди женщины, пишет издание Наука в Сибири со ссылкой на Светлану Тамкович, соавтора работы.

Поисками онкомаркеров для диагностики злокачественных новообразований в организме давно занимаются в лаборатории молекулярной медицины Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН. В частности там изучают экзосомы — микрочастицы, выделяемые в межклеточное пространство клетками из различных тканей и органов. Недавно было установлено, что раковые клетки тоже выделяют экзосомы, и что они разносятся кровью по всему организму, активируют рост опухолей, запускают новообразования, способствуют снижению иммунитета и устойчивости к лекарственным препаратам.

По словам доцента кафедры молекулярной биологии факультета естественных наук НГУ Светланы Тамкович, она с коллегами разработала и уже запатентовала эффективный способ выделения экзосом из крови, подтвердила их значительный диагностический потенциал. Авторы работы научились трехкратно увеличивать концентрации экзосом, что повышает вероятность найти онкомаркеры. Затем ученые показали, что экзосомы, связанные с эритроцитами лучше работают как маркеры, чем экзосомы плазмы. Им удалось с чувствительностью 71% и специфичностью 89% распознавать рак молочной железы на I стадии. Это серьезная победа, по мнению Тамкович.

Рак груди — самый распространенный вид рака у женщин. Несмотря на развитые средства диагностики, например, маммографию и МРТ, рак груди, случается, упускают, когда заболевание только начинает развиваться, и женщины обращаются уже на последней стадии, когда лечение неэффективно. Особенно это происходит при быстроразвивающихся видах рака. Вопрос ранней диагностики опухоли груди по-прежнему актуален для медицины. Если опухоль обнаружить на первой стадии, то в большинстве случаев ее удается вылечить.

Работа ученых далека от завершения, им предстоит набрать статистику, провести обширные исследования. Но они уверены, что их методика идет в общем направлении с мировой наукой — к разработке неинвазивных методов ранней диагностики злокачественных заболеваний.