Материалы портала «Научная Россия»

Фотографические иллюстрации физических явлений и опытов

Выставка «Фотография и наука» открылась в Мультимедиа Арт музее в Москве.  Автор работ ― знаменитый нью-йоркский фотограф Беренис Эббот, организатор выставки ― Политехнический музей.

Выставка под названием «Фотография и наука» открылась в Мультимедиа Арт музее в Москве.  Автор работ ― знаменитый нью-йоркский фотограф Беренис Эббот, организатор выставки ― Политехнический музей.

Беренис Эббот стала знаменитой в начале 1930-х годов благодаря своей работе «Меняющийся Нью-Йорк», участвовавшей в федеральном художественном проекте. В серию фотографий об одном из самых романтичных городов мира тогда вошли более 300 снимков.

После нью-йорского успеха Эббот начинает активно заниматься  фотографическими иллюстрациями физических явлений и опытов. Успешный запуск первого искусственного спутника, произведенный Советский Союзом в конце 1957 года, подтолкнул Массачусетский технологический институт к учебной реформе Комитета по изучению естественных наук. В реформированном Комитете Эббот получает должность штатного фотографа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С марта 1958 года по сентябрь 1960 года Эббот принимает участие в проекте Комитета по созданию нового учебника физики для старших классов. В 1960-х годах она публикует некоторые из сделанных для Комитета фотографий, а также новые снимки в трех книгах о науке для юных читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка «Беренис Эббот. Фотография и наука» посвящена научно-образовательному периоду в жизни Эббот, когда знаменитый художественный фотограф переквалифицировался в физика-экспериментатора, стараясь запечатлеть «магию» науки на фотопленке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генератор Ван Дер Граафа.  Эббот с трудом дался этот снимок, поскольку разряды освещали установку неравномерно и тени ложились по-разному, ухудшая качество снимка, но в итоге фото получилось неожиданно удачным. Считается, что это одна из самых лучших фотографий Беренис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись под этим фото в журнале ScienceIllustrated, где Беренис Эббот работала фоторедактором, была следующей: «На этой фотографии человек бьёт рукоятью молотка об пол, чтобы насадить на  нее ударную часть. Это  - хороший пример бытового применения первого закона Ньютона. В момент прикосновения молотка к полу действие силы притяжения заканчивается. Однако верхняя часть молотка продолжает двигаться вниз под воздействием силы инерции – пока рукоять ее не остановит. Первый закон Ньютона (закон инерции) гласит: всякое тело продолжает оставаться в состоянии покоя или равновесного прямолинейного движения, если на него не воздействуют никакие внешние силы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Фотографировать на такие устройства было сложно и еще более сложно было предсказать, как будет лежать тень или правильный ли ракурс мы выбрали. Сейчас мы можем делать тысячи фотографий каждый день, не задумываясь об этом. Беренис же могла сутками работать над одной фотографией и не знать до момента проявки, что же у нее получилось. Порой на это уходили дни или даже недели», - пояснил Гэри Ван Занте, куратор Музея Массачусетского технологического института по направлениям «Архитектура» и «Дизайн».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Созревшая пенициллиновая плесень появилась у меня в самый последний момент, и я должна была снять её для своей серии», - рассказывала Эббот своему приятелю в июле 1946 года. В 1944 году производство пенициллина было поставлено на поток, и он стал широко применяться в клинической практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К фотографии в свое время был приписан следующий комментарий: «Молекулы мыла  - с вытянутыми хвостиками и вкраплениями щелочных металлов, которые притягиваются к воде, - образуют пленку. В результате возникает эффект мыльной пены». Эта фотография была принята на первый международный конкурс «Фотография и наука», состоявшийся в 1947 году.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лаборатория IBM, 1944 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Силовые линии магнитного поля и ключ. 1950 год или ранее. В сентябре 1951 года фотография появилась на страницах журнала ArtNews, а много лет спустя ― в журнале  «Магнит», после того, как ее выбрали для обложки учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парабола, 1959 год. «Мы построили специальный пандус и дорогу для игрушечного поезда. Я покрасила колеса и маленький шарик белой краской, чтобы их было лучше видно. Потом продумала композицию. Нужно было очень точно организовать пространство: это была не просто фиксация ― композиция имела огромное значение. Сначала я сфотографировала поезд в точке, откуда он начинал движение. Потом поезд начинал скатываться вниз. Мы бросали шарик, и в тот же момент я открывала затвор объектива. А закрывала его тогда, когда чувствовала, что это правильно с точки зрения композиции», ― рассказывала Эббот об этой работе.

 

 

Лабораторные испытания передающей телевизионной трубки, известной как иконоскоп. 1939 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка «Беренис Эббот. Фотография и наука» продлится до 22 декабря.

 

беренис эббот мультимедиа арт музей политехнический музей

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий