Астрономы впервые обнаружили присутствие сложных органических молекул, являющихся строительными блоками жизни, в протопланетной туманности вокруг молодой звезды. Открытие, сделанное при помощи Большого миллиметрового/субмиллиметрового радиотелескопа в Атакаме (США), показывает, что условия, предшествовавшие возникновению Солнца и Земли, не являются уникальными во Вселенной. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Наблюдения показывают, что протопланетная туманность вокруг молодой звезды MWC 480 содержит большое количество метилцианида — органического соединения на основе углерода. Ученые пишут, что в исследованной туманности этого вещества достаточно, чтобы заполнить все земные океаны. Метилцианид и его ближайший «родственник», цианистый водород, были замечены в холодных внешних слоях туманности вокруг звезды. Эту зону астрономы считают аналогичной поясу Койпера, существующего в Солнечной системе за орбитой Нептуна и состоящего из планетезималей (малых планет) и ледяных комет. Ранее мы писали, что кометы сохранили информацию о химическом составе ранней Солнечной системы периода формирования планет, в том числе и Земли.

Астроном Карин Оберг (Karin Öberg) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже, штат Массачусетс (США) отмечает, что предыдущие исследования комет и астероидов показали, что околозвездная туманность, из которой образовалась впоследствии Солнечная система, была так же богата водой и сложными органическими соединениями. По ее словам, теперь у исследователей появились новые доказательства того, что случай нашей звездной системы не является уникальным и нечто очень похожее на нее может возникать и в других областях Вселенной. Открытие, сделанное в туманности вокруг звезды MWC 480, интригует особо, поскольку в ней найдены химические вещества в тех же концентрациях, что и в кометах Солнечной системы.

Сообщается, что звезда MWC 480 в два раза массивнее Солнца и находится на расстоянии в 455 световых лет от Земли в области звездообразования в созвездии Тельца. Окружающая ее туманность находится в очень ранней стадии развития. Она сравнительно недавно выделилась из холодной, темной межзвездной туманности пыли и газа. Исследования с земных радиотелескопов еще должны обнаружить признаки формирования планет в ней. Ученым известно, что холодные, темные межзвездные облака представляют собой активные «фабрики» по производству сложных органических соединений, в том числе молекул цианидов. Последние особенно важны, так как содержат углерод-азотные связи, которые необходимы для формирования аминокислот — составных частей белков, строительных блоков жизни. До сих пор остается неясным, как эти сложные и чрезвычайно хрупкие органические соединения выжили в энергетической среде формировавшейся Солнечной системы в условиях, где столкновения и радиоактивное излучение могли с легкостью разрушить их. Однако, как показывают последние наблюдения, сделанные высокочувствительным радиотелескопом, эти молекулы не только выживают, но и процветают в протопланетной туманности. Примечательно, что концентрация органических соединений вокруг молодой звезды гораздо выше, чем в межзвездных облаках. Это говорит о том, что протопланетные туманности гораздо эффективнее синтезируют подобные соединения за относительно короткое время.

Астрономы предполагают, что органические соединения, в настоящий момент безопасно «запертые» в кометах и других ледяных объектах, будут в будущем доставлены в условия, более благоприятные для возникновения жизни.

Карин Оберг подчеркивает, что в результате прежних исследований экзопланет, ученые знали, что Земля не единственна в свое роде, а также не уникальна в плане содержания воды. Теперь же ученые установили, что мы не уникальны в плане органической химии. Это хорошая новость с точки зрения возможности жизни во Вселенной, говорит исследователь.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что ученым удалось обнаружить газ и воду на одной из экзопланет, а также измерить длину суток на другой.