Группа исследователей под руководством научного сотрудника Отдела скифо-сарматской археологии Института археологии РАН Ирины Рукавишниковой во время спасательной экспедиции в Краснодарском крае обнаружила захоронения автохтонного населения Северо-Западного Кавказа, которым уже более тысячи лет. Ученые извлекли из толщи земли парадное убранство коня, выполненное из серебра, оружие, утварь и другие ценные артефакты. О находке сообщается в пресс-релизе Института археологии.

Курган был замечен археологами во время разведработ еще в 2014 г. Прошлой осенью стало ясно, что по этой местности будет проложен энергомост, ведущий в Крым. В этой связи было решено организовать спасательную экспедицию.

Ученые датируют этот биритуальный могильник, обнаруженный в кургане Карла Маркса, IX–X веками н.э. В нем найдены в общей сложности 19 захоронений — урны с прахом и «безурновые» кремации. Кроме того древний могильный комплекс содержал сопроводительные предметы: оружие, посуду и украшения.

По словам Ирины Рукавишниковой, захоронение принадлежит безымянной культуре, которое составляло аборигенное население Северо-Западной части Кавказа. Считается, что оно имело культурные контакты с хазарской и аланской традициями.

Наиболее ценными находками стали большие серебряные ножны и конская сбруя с серебряными пластинами. На ней изображены крылатые кони, орел, несущий в когтях козла, и люди, вероятно, отправляющие некий ритуал. Археологи считают, что перед нами не заурядное украшение коня, а некоторый знак отличия, принадлежавший предводителю. «Аналогичных вещей мы не находили. У алан встречаются изображения геральдических крылатых лошадей на ткани, но это совсем другая культура», — сказала Ирина Рукавишникова.

Здесь же найдены некоторые бытовые предметы, например, очажная цепь и котел. Однако ученые считают, что они использовались в ритуальных целях. По этнографическим данным известно, что атрибуты домашнего очага клали в могилу последнего представителя какого-либо из родов.

В кургане также найдены образцы древнего оружия — сабли и наконечники копий из железа, шлем и кольчуга. Характерно, что все они были специально деформированы — погнуты и искривлены. Предметы для захоронений зачастую подвергали ритуальной порче. Наконец, отдельный интерес представляют образцы украшений, например, крупные серьги, с вставками из дутых бусин с зернью.

«На данном этапе изучение всех этих комплексов продолжается, в настоящий момент находки на стадии первичной реставрации, но уже ясно, что мы обнаружили еще один яркий памятник этой культуры, которая еще недостаточно изучена, смогли расширить ее ареал к северу», — сказал руководитель экспедиции.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что в Москве по время строительных работ были уничтожены фрагменты древней мостовой.