Палеонтологи из Имперского колледжа Лондона (Великобритания), под руководством Серджио Бертаццо (Sergio Bertazzo) и Сюзанны Мейдмент (Susannah Maidment) обнаружили в ископаемых костях динозавров структуры, очень похожие на кровяные клетки и волокна белка. Статью британских исследователей, опубликованную в журнале Nature Communications, пересказывает сайт журнала Science.

Бертаццо, специалист по процессам отложения минералов в костях при жизни, использует в своей работе такой инструмент, как сфокусированный ионный пучок. Им можно делать очень тонкие и ровные срезы костей, которые затем удобно рассматривать под электронным микроскопом. Таким образом ученые взяли образцы из пальцев, ребер, бедренных костей, голеней и когтей динозавров из коллекции Музея естественной истории в Лондоне.

Изучив полученные образцы, ученые были удивлены, увидев там структуры, похожие на красные кровяные клетки (эритроциты) и волокна коллагена — белка, придающего прочность костям, сухожилиям и коже.

Дальнейшие исследования показали, что обнаруженные структуры не просто похожи на эритроциты и волокна коллагена, но, скорее всего, таковыми и являются. На это указывает их анализ с помощью метода масс-спектрометрии. Так, в отношении предполагаемых волокон коллагена масс-спектрометрия показала, что три основных вещества, из которых они состоят, имеют ту же молекулярную массу, что и три основных аминокислоты, из которых состоит коллаген.

Археолог и биохимик Мэттью Коллинз (Matthew Collins) из университета Йорка, назвал это открытие коллег «замечательным». Особенно важно, указал он, что белок и клетки крови нашли в самых обычных, ничем не примечательных костях динозавров (которые, правда, хранились в лондонском Музее естественной истории в особых условиях, обеспечивших их сохранность).

В то же время, многие другие палеонтологи пока что относятся к работе ученых из Имперского колледжа Лондона скептически. Во-первых, говорят они, совпадение молекулярных масс компонентов еще не является надежным доказательством. Во-вторых, нет гарантии, что обнаруженные гипотетические волокна коллагена и кровяные клетки действительно происходят из костей динозавров, а не были занесены туда извне. Анализ находок с помощью более совершенных методов должен дать более надежные доказательства и разубедить скептиков.

Белки обычно полностью разрушаются в течение нескольких сотен, максимум тысяч лет после смерти живого существа. Однако известны исключения, когда они сохранялись на срок до 3 млн лет. В прошлом десятилетии ученые из университета Северной Каролины (США), под руководством Мэри Швейтцер (Mary Schweitzer) заявили, что извлекли коллаген из костей тираннозавра возрастом 68 млн лет. Они также сообщили, что состав этого коллагена оказался очень близким к составу такового у птиц, которые являются ближайшими потомками динозавров. Однако с тех пор повторить полученные группой Швейтцер результаты никому не удалось, что вызывает сомнения в их достоверности.