В Европе в скором времени может наступить похолодание

Новое исследование российских ученых предсказывает заметное похолодание климата на европейском континенте уже в середине XXI века.

Группа исследователей под руководством Елены Поповой из Института ядерной физики (НИИ ЯФ) имени Д.В. Скобельцына МГУ (Москва) реконструировала историю солнечной активности за последние тысячу лет, а затем составила на основе полученной модели долгосрочный прогноз до 3200 года. Результаты работы предсказывают, что уже на середину текущего столетия в Европе может прийтись заметное похолодание климата. Об исследовании рассказывает вебсайт НИИ ЯФ МГУ.

О том, какая погода ждет землян в будущем, может рассказать моделирование циклов солнечной активности. Для его построения ученые изучили картину изменения магнитного поля ближайшей к нам звезды, а также появление пятен на ее поверхности. Известно, что характеристики магнитной активности Солнца могут со временем меняться. В частности, ученые заметили, что количество пятен на Солнце сокращается с периодичностью в 11 земных лет, а каждые девяносто лет их количество уменьшается примерно вдвое. За длительный период (в несколько сотен лет) пятна на поверхности Солнца могут практически полностью исчезать. Наиболее известный такой период продолжался с 1645 по 1715 гг.

Давно замечено, что количество пятен кореллирует с уровнем солнечной активности. В ходе своего исследования ученые изучили три недавних цикла солнечной активности — с 1976 по 2009 гг. Применив новые методики анализа, исследователи обнаружили, что магнитные волны на Солнце всегда следуют парами. «Главная» из них определяет характеристики т.н. дипольного поля, которое возникает при изменениях солнечной активности. Ученым удалось вывести аналитические формулы, предсказывающие поведение обеих волн.

Елена Попова предположила, что «минимумы» магнитной активности Солнца связаны с процессом биения двух волн магнитного поля. Ученые знают, что каждая из них образуется на разной глубине во внутренних слоях Солнца, но, в то же время, такие волны имеют схожие частотные характеристики.

«На выходе» магнитные волны начинают взаимодействовать друг с другом, что приводит к колебаниям амплитуды т.н. результирующего магнитного поля. Именно это обстоятельство определяет регулярное угасание амплитуды магнитного поля Солнца с периодичностью в нескольких десятилетий.

Ученые сопоставили положения гипотезы с данными недавних эмпирических наблюдений и построили модель с тысячелетней перспективой. Сравнение показало, что расчеты группы Поповой очень близки к реальным параметрам солнечной активности.

Согласно подсчетам, сказала Елена Попова, «уже подходит время для столетнего минимума — предыдущий был в начале XX века. Конечно же, придется учитывать влияние и других факторов на процессы в атмосфере, однако, сложные задачи всегда интриговали ученых».

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, что таяние арктических льдов стало причиной похолодания в Европе, а также о том, что с вероятностью 20% Солнце остынет и на Земле наступит малый ледниковый период. Впрочем, не в самое ближайшее время.

глобальное похолодание европа циклы солнечной активности