Изучение клинописных табличек из Британского музея показало, что в древнем Вавилоне были знакомы с начатками высшей математики. Подробности опубликованы в журнале Science.

Маттью Оссендрейвер (Mathieu Ossendrijver) из Гумбольдского университета в Берлине, специалист по археоастрономии, в течение 14 лет пытался понять значение нескольких вавилонских табличек, датируемых периодом от 350 до 50 гг. до н.э. Систематизировать наблюдения ученому помогла еще одна недавно обнаруженная табличка, на которой давались указания для построения некой трапециевидной фигуры и проведения связанных с ней вычислений.

Тут он понял, что перед ним вычисления перемещения Юпитера по небосводу в течение 60 дней. Мало того, судя по всему, с помощью трапеции вавилоняне вычисляли интегральную показательную функцию, выстроив график, связывавший время и скорость передвижения планеты.

По мнению Оссендрейвера это говорит о том, что в древнем Вавилоне уже владели «абстрактными математическими, геометрическими представлениями относительно связей между движением, положением в пространстве и временем, которые так понятны любому современному физику или математику».

Если выводы Оссендрейвера подтвердятся, то это будет значить, что развитие математики в Вавилонии обгоняло уровень науки в древней Греции — и не только. В следующий раз подобные вычисления будут проводить только «оксфордские калькуляторы», ученые, работавшие в XIV веке, и их французский современник Николя Орем.

Вавилонские жрецы еще в древности славились своими астрономическими знаниями. Не случайно именно из Вавилона к нам пришло деление года на 12 месяцев и многие другие понятия, связанные с календарем, хронологией, астрономией. В храмы Вавилона приходили люди, жаждавшие узнать свое будущее, так как жрецы считались еще искусными предсказателями, и их гадание во многом тоже основывалось на наблюдении за небесными светилами. Помимо Солнца и Луны большое уважение у вавилонских астрономов вызывал Юпитер, которого они ассоциировали с верховным богом Мардуком.