Рекорд по количеству авторов статьи, существовавший с 2008 года, побит — в журнале Physical Review Letters опубликована статья с 5154 авторами. Статья, как и многие предыдущие рекордсмены, описывает исследование физиков, работающих на Большом адронном коллайдере. О рекорде сообщает Nature News & Comment.

На 33 страницы собственно статьи приходится 24 страницы, занимаемые списком авторов и их научных учреждений. Это ученые двух коллабораций, работающих на детекторах ATLAS и CMS. В каждой группе представлены исследователи из десятков стран. Сама статья посвящена точному измерению массы бозона Хиггса, с погрешностью не более 0,25%.

Редакторы издания рассказали, что самым сложным было составить единый список авторов из двух списков коллабораций, при этом ученые удивительно слаженно реагировали на замечания и пожелания редакции журнала.

Имена всех авторов появятся и в печатной версии научного издания. При так называемом гиперавторстве так происходит не всегда — зачастую полная версия списка остается доступной только в онлайн-версии. Сама идея гиперавторства сейчас критикуется многими учеными, при этом в физике элементарных частиц это уже достаточно обычная ситуация.

А вот список примерно 2700 авторов статьи в Nature о редком распаде элементарных частиц, опубликованной 15 мая 2015 года, появится только в онлайн-версии издания. Причем физики уже привыкли к т.н. гиперавторству (термин изобрел Блез Кронин из Индианского университета в Блумингтоне около 15 лет назад), в отличие от биологов, возмущенных недавней статьей о генетических особенностях мухи-дрозофиллы, опубликованной в G3: Genes, Genomes, Genetics, где было всего-навсего тысяча авторов.

Еще пара занятных вещей: первой статьей, где число авторов перевалило за три тысячи, стала публикация «Эксперимент CMS на БАК в ЦЕРНе», а статья 2012 года, сообщавшая о наблюдении новой частицы (вероятнее всего, бозона Хиггса) на ATLAS'е имела 2932 автора, из которых 21 человек успели скончаться к моменту публикации.