Исследование, проведенное группой ученых под руководством Эрин Долан (Erin Dolan) из Университета Техаса в Остине (США), показало, что решение реальных практических задач с первого года обучения положительно сказывается на мотивации студентов технических и естественных факультетов. Пересмотр вузовских программ в этом аспекте мог бы повысить шансы учащихся на завершение обучения и получения академических степеней. О результатах работы рассказывается в пресс-релизе университета.

Программа Freshman Research Initiative («Исследовательская инициатива первокурсника», далее — FRS) стартовала в этом вузе десять лет назад. Обучение по техническим и естественнонаучным направлениям в нем существенно отличается от традиционных вузовских программ. Большую часть времени студенты первого и второго курсов проводят здесь в научно-исследовательских лабораториях. Как показывают результаты эксперимента, увеличение доли практических занятий повышает успеваемость студентов бакалавриата с 66% до 83%, а числа студентов, получающих по окончании степень STEM, — с 71% до 94%. «[После окончания] они продолжают делать интересные вещи, работают в области медицины и промышленности и даже основывают свои собственные компании», — сказала Эрин Долан.

Эти результаты вычислены по данным проекта FRS — Эрин Долан и ее коллеги проанализировали данные более чем четырех тыс. студентов вузов по всей стране. Они тщательно подбирали информацию, чтобы в выборке были представлены и учащиеся, которые не учились по программе FRS, но были так или иначе сопоставимы со своими сверстниками, с точки зрения социально-экономического происхождения, пола, расы, этнической принадлежности, оценок, полученных на основе стандартизированных тестов и других факторов.

Установлено, что введение курсов, на которых студенты с первого же года обучения привлекаются к решению исследовательских задач, связанных с реальными проблемами, способно существенно повысить их мотивацию. Авторы работы сообщают, что в результате подобных коррективных мер можно добиться повышения эффективности обучения практически на 25%. «Это реальное решение для устранения дефицита специализированных кадров, который мы ожидаем в течение следующего десятилетия», — сказала Долан.

Как показывает статистика, из общего числа студентов, обучающихся сегодня по программам технических наук (STEM) в США, менее 40% завершает обучение и получает соответствующую квалификацию. Между тем в стране ощущается нехватка специалистов в этой области, и судя по всему, в ближайшее время она будет только возрастать.

К слову, еще пять техасских вузов повторили опыт Университета Техаса в Остине. Студенты с первого года обучения имеют возможность выбирать из 25 направлений, посвященных различным областям естественных и точных наук, а также информатики. Например, учащиеся под руководством исследователей-наставников участвуют в проекте по разработке вакцины против вируса Зика, программируют роботизированные автономные системы, ищут оптимальные варианты производства биотоплива.

Ранее портал Научная Россия писал также о другом эксперименте, показавшем, что в отношении учебы система наказаний иногда работает лучше, чем поощрения.