Новое исследование показало предельный размер, до которого могут расти эти объекты Вселенной. Астрофизик Эндрю Кинга (Andrew King) из университета Лестера (Великобритания) пишет, что он равняется 50 млрд масс Солнца. Как сообщается в его статье в Monthly Notices Letters of the Royal Astronomical Society, чрезвычайно массивные черные дыры вызывают коллапс в своем аккреационном диске, который начинает уклоняться от ее притяжения. Ученый считает, что в этой стадии рост черных дыр останавливается.

Гигантские черные дыры имеются в центрах большинства галактик. Подобная находится, например, в центре Млечного пути. Ее размер оценивается учеными в 4 млн величин Солнца, а вес — миллиардами Солнц.

Черная дыра растет, постоянно поглощая вещество из аккреационного диска газа и пыли, находящегося вокруг нее. Под воздействием гравитационной силы материал дрейфует во внутренние области и поглощается черной дырой. В ходе этого процесса газ нагревается до очень высоких температур. В результате он может ярко светиться, так что издалека черная дыра может выглядеть как квазар.

В 2008 г. независимая группа исследователей во главе с Прийей Натараджан (Priya Natarajan) из Йелльского университета (Великобритания) и Эзеквель Трейстер (Ezequiel Treister) из университета Консепсьон (Чили) рассмотрела какое количество черных дыр и доступного для их «питания» вещества существовало во времена ранней Вселенной. Они пришли к выводу, что самые «прожорливые» из них достигали максимальной тяжести в 50 масс Солнца.

Наиболее массивные черные дыры, которые мы сейчас можем наблюдать, имеют размер в 40 млрд Солнц. Он определил границу в 50 млрд масс Солнца, подтверждая тем самым результаты предыдущих исследований на эту тему. В отсутствие диска черная дыра прекращает расти. Никакой другой процесс не может питать черную дыру так же интенсивно, как аккреационный диск, если исключить, возможность поглотить другую черную дыру, отметил исследователь.

Характерный признак того, что черная дыра поглощает космическое вещество очень интенсивно и в скором времени готова «подавиться» им — яркое свечение аккреационного диска в рентгеновском диапазоне, согласно результатам работы.

Ранее портал Научная Россия писал о примере «заснувшей после еды» черной дыры, и о том, что черная дыра в центре нашей галактики, напротив, — активизировалась.