Упавшие деревья и листья в Чернобыле не разлагаются

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло почти 30 лет, но следы антропогенного воздействия исследователи находят и сегодня. Птицы с недоразвитым мозгом, увеличенные за счет мутации пауки и уменьшенные бабочки - все это и многое другое, было зарегистрировано в прилегающих к Чернобылю районах.

Но есть и более глубокие изменения, произошедшие в окружающей среде. По данным нового исследования, опубликованном в журнале Oecologia, разлагающие органику и способствующие процессам гниения организмы, такие, как микробы, грибы и некоторые виды насекомых, также пострадали в результате радиоактивного заражения. Эти организмы играют важнейшую роль в любой экосистеме: они перерабатывают органику, превращая ее в неорганические и простейшие органические соединения. Проблемы с осуществлением таких процессов, считают авторы исследования,  могут негативно отразиться на всей экосистеме.

«Если не считать немногочисленных муравьев, стволы деревьев были в основном невредимыми, когда мы их впервые увидели, – говорит биолог из университета Южной Каролины в Колумбии и ведущий автор исследования Тимоти Муссо (Timothy Mousseau). – Это было поразительно, ведь в лесах, где живу я, упавшее дерево спустя десять лет превращается в труху».

Ученые решили изучить данный вопрос в связи с довольно любопытными полевыми наблюдениями. «Мы проводим исследования в Чернобыле с 1991 года, и заметили, что со временем там накапливается значительное количество сора в виде  лесной подстилки», – пишут они. Более того, деревья в печально известном Рыжем лесу, где у всех сосен вскоре после аварии появился красноватый оттенок, после чего они умерли, не разлагаются и не гниют – даже спустя 15-20 лет после аварии.

Другие исследования показали, что в районе Чернобыля - повышенная пожароопасность. Муссо с коллегами считают, что копившаяся 27 лет лиственная подстилка – это прекрасный источник топлива для лесного пожара. А это создает более серьезную проблему, чем уничтожение окружающей среды. Пожар может переносить радиоактивные загрязняющие вещества за пределы зоны отчуждения. «Существует постоянно возрастающая опасность того, что в ближайшие годы там может возникнуть катастрофический пожар», – говорит Муссо.

К сожалению, очевидного решения проблемы сегодня нет, и единственное, что можно сделать, это внимательно следить за зоной отчуждения, чтобы быстро потушить любое возгорание в лесу. Ученые также сотрудничают с исследователями в  Японии, пытаясь определить, нет ли и в районе Фукусимы аналогичной мертвой зоны, где отсутствуют микробы.

Источник: www.iflscience.com