Ученые Института археологии РАН при раскопках в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде обнаружили множество фрагментов фресок, относящихся к первой трети XII века. В их числе наиболее ценные для ученых — лики святых. Исследователи рассчитывают воссоздать из этих находок целостные композиции, что позволит открыть новое «окно» в мир древнейшего русского искусства.

Новгородская археологическая экспедиция ИА РАН в этом полевом сезоне проводила масштабные раскопки в алтарной и подкупольной части Георгиевского собора, одного из древнейших соборов Руси — его строительство было начато в 1119 году. В результате были обнаружены древние конструкции, в частности, синтрон (епископская скамья в главном алтаре), плиты древнего пола, древние престолы, а также уцелевшие в нижней части стен фрески с декоративными орнаментальными композициями, изображающим полированный мрамор.

Однако наиболее интересные находки были сделаны при переборке и просеивании отвалов из вынутого при раскопках грунта —  огромное количество фрагментов первоначальной живописи собора, относящейся к 1120-м годам. Среди этих фрагментов было несколько ликов, которые дают представление о стиле и направлении росписи собора, а также надписи-граффити.

«Находка даже фрагмента лика или орнамента из другого, неизвестного до того комплекса, воспринимается как сенсация. И каждый, даже незначительный фрагмент дополняет общую картину развития древнерусской фресковой живописи, делает ее сложнее и богаче. В лике же сосредоточена вся философия, весь внутренний мир той эпохи. Такая находка — это окно в прошлое, это возможность еще раз увидеть художественные и духовные идеалы далекого времени», — говорит руководитель экспедиции Владимир Седов.

Дело в том, что практически не сохранилось целостных древнерусских фресковых комплексов домонгольского периода. Полностью дошли до нас лишь росписи в соборе Мирожского монастыря в Пскове, и частично в некоторых других храмах и монастырях Новгорода, Старой Ладоги, Владимира и Суздаля. Найденные теперь в Георгиевском соборе росписи не похожи на остальные новгородские росписи первой половины XII века — судя по всему, храм был расписан массой мелких фигур с небольшими ликами, это был грандиозный сонм святых, считают исследователи.

«Живопись очень "графичная", то есть там не так много цвета, а много контура. Это необычная черта. Это находит параллели в некоторых византийских памятниках конца XI века. Но мы не можем с уверенностью сказать, были ли это византийцы или русские художники. Надписи на фресках сделаны по-русски. Для некоторых этого достаточно, чтобы сделать вывод, что художники тоже были русские», — отметил Седов.

Общее число найденных фрагментов фресок составляет сотни тысяч, хотя в процентах от предполагающейся  площади живописи древнего собора он составляет всего 7-10%.

По словам Седова, все найденные фрагменты будут исследованы, и есть шанс, что из них удастся собрать одну или несколько целостных композиций. Кроме того, ученые в следующем году рассчитывают продолжить раскопки как внутри, так и с внешней стороны, у стен собора, где также могут быть фрагменты фресок.

Не так давно портал Научная Россия сообщал о находке остатков фресок Спасо-Преображенского собора тверского кремля, расписанного в конце XIII века. Кроме того, обращаем внимание, что древние достопримечательности по всему миру сталкиваются с одной и той же проблемой — все они страдают от выветривания, связанного с кристаллизацией соли. А самая свежая и волнующая новость — об открытии для публики дома Октавиана Августа, основателя Римской империи и соратника Цезаря, которого мы поминаем всякий раз, когда говорим об августейших особах и планируем отпуск в августе.

Фото превью: Институт археологии Российской академии наук