Кабинет министров Украины направил в Верховную раду законопроект, предлагающий «открыть архивы коммунистического режима 1917–1991 годов». Об этом сообщил ИТАР-ТАСС. 

Вопрос об архивах советского времени, который, казалось, был решен еще много лет назад, на самом деле по-прежнему остается открытым. В 90-е годы доступ ко многим архивным материалам, находившимся под грифом секретно, был разрешен как в России, так и в других республиках бывшего СССР. Указ президента Ельцина от 1992 года обязывал ФСБ рассекретить все материалы, посвященные массовым репрессиям.

Однако многие документы НКВД, особенно связанные с массовыми репрессиями, по-прежнему находятся вне зоны доступа исследователей или потомков репрессированных. Совсем недавно историк Сергей Прудовский попытался получить доступ к материалам по так называемому «харбинскому делу», по которому когда-то был репрессирован его дед. Его интересовало письмо наркома НКВД Николая Ежова, касавшееся 25 тысяч бывших сотрудников НКВД и членов их семей, которые после революции уехали в Харбин, а затем вернулись в СССР. Ежов в своем письме называл их сотрудниками японской разведки и определял, кто из них подлежит аресту и ликвидации. Причем содержание этого приказа известно, так как документ был опубликован в Украине еще в 2011 году. Тем не менее, в России на нем по-прежнему находится гриф «Секретно». Даже обращение историка в суд ни к чему не привело. 

В последнее время участились также жалобы иностранных ученых, работающих в российских архивах. Для них доступ к документам — порой не имеющим даже никакого отношения к истории ХХ века — становится все более затруднен. За последний год, как сообщает радио «Свобода», были оштрафованы, депортированы или как минимум услышали о возможной депортации как минимум 5 ученых, работавших в российских архивах. Некоторым из них поставили в вину то, что они въехали в страну по туристической визе, а 25-летнюю аспирантку Ноттингемского университета Лору Мари Самнер, работавшей над диссертацией по истории советской власти 1917-1921 годов, обвинили чуть ли не в шпионаже, так как ее научный руководитель занимается историей революций.

Между тем новый директор Украинского института национальной памяти историк Владимир Вятрович собирается проводить последовательную политику рассекречивания документов советского периода и облегчения доступа к ним. На своей первой пресс-конференции после назначения на этот пост Вятрович заявил, что «Институт национальной памяти призван предотвращать опасность возвращения Украины в тоталитарное прошлое».

Для этого, в частности, будет облегчен доступ к материалам советского периода. Законопроект, разработанный кабинетом министров Украины, явно преследует те же цели. В правительстве отметили, что «законодательные инициативы предусматривают рассекречивание до сих пор абсолютно закрытых архивов для простых граждан, в том числе и тех, что пострадали».