Ученые впервые создали "заготовку" внутреннего уха из стволовых клеток

Биологи впервые превратили эмбриональные стволовые клетки из зародыша мыши в ключевые элементы внутреннего уха — волосковые клетки и подключенные к ним нейроны, что в перспективе позволить вернуть слух людям, страдающим от врожденных дефектов.

Американские биологи впервые смогли превратить эмбриональные стволовые клетки из зародыша мыши в ключевые элементы внутреннего уха — волосковые клетки и подключенные к ним нейроны, что в перспективе позволить вернуть слух людям, страдающим от врожденных дефектов, сообщают РИА Новости.

"Мы были удивлены тем, что когда поместили стволовые клетки в трехмерную культуру и заставили их расти, они не только начали превращаться в ткани уха, но и сформировали структуры, похожие на настоящий орган. Нашей изначальной целью было создание "заготовок" таких клеток, но когда мы изучили культуру под микроскопом, мы нашли тысячи зрелых волосковых клеток", — заявила Эри Хасино (Eri Hashino) из университета штата Индиана в Индианаполисе (США).

Хасино и ее коллеги довольно долго работают над созданием "заготовок" волосковых клеток, составляющих основу внутреннего уха человека и других млекопитающих. Эти клетки являются ключевым компонентом ушной "улитки" — органа, преобразующего акустические колебания в нервные импульсы.

По словам биологов, их крайне сложно получить из эмбриональных или перепрограммированных стволовых клеток из-за того, что волосковые клетки растут только вместе с другими частями "улитки". Ученые решили эту проблему, выделив из зародыша мыши те белки и сигнальные молекулы, которые встречались в будущем ухе грызуна. Другим важным фактором стала особая питательная среда, удерживавшая стволовые клетки во взвешенном состоянии внутри 3D-матрицы.

Оба этих приема позволили Хасино и ее коллегам получить сразу несколько тысяч волосковых клеток с подключенными к ним нейронами и другими компонентами "улитки". Как отмечают биологи, эти клетки были полностью работоспособными и могли различать как звуки, так и участвовать в работе вестибулярного аппарата. Это позволяет надеяться на создание аналогичной культуры из человеческих клеток и создания замены для поврежденных "улиток" в будущем, заключают ученые.

eri hashino внутреннее ухо стволовые клетки