Группа ученых из Великобритании создала модель столкновения скоплений галактик и получила новые сведения о темной материи, говорится в статье в журнале Astrophysical Journal. Ученые объяснили столкновения скоплений галактик и природу темной материи, создав математическую модель.

Скопления галактик являются крупнейшими объектами во Вселенной. Они представляют собой кластеры из сотен тысяч галактик, которые стягиваются под действием силы тяжести. Гравитационные силы притягивают скопления друг к другу, несмотря на расширение Вселенной. Например, скопление «Эль гордо» — самое крупное из известных — является, в свою очередь, результатом столкновения двух крупных кластеров. Было установлено, что в процессе столкновения газ внутри каждого кластера сжимается до очень высокой температуры, так, что начинает светиться в рентгеновской области спектра. В рентгеновском спектре газовое облако принимает форму кометы с двумя длинными хвостами между ядер двух скоплений галактик. Эта своеобразная конфигурация позволила исследователям установить относительную скорость столкновения — 2200 км/сек. Эта скорость является предельно разрешенной, согласно теории темной материи.

Таким образом ученые сделали вывод, что в темной материи наряду с тяжелыми частицами наблюдается и газ. Кроме того, наблюдения за моделью показало, что при таких скоростях столкновение происходит с общим энерговыделением, существенно превышающим любые известные ранее, за исключением Большого Взрыва.