Команда инженеров, представляющих несколько американских университетов, представила свою разработку — акустический пинцет, с помощью которого можно перемещать одиночные клетки, не прикасаясь к ним, за счет действия звуковых волн. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, о разработке рассказывает сайт (e) Science News.

Ученые использовали звуковые волны, чтобы создавать особые узлы, в которые клетка попадает как в ловушку и переносится в другое место в любом из трех измерений. За счет отсутствия реального соприкосновения, клетка не повреждается и не деформируется. Узлы создаются в промежутке между двумя генераторами поверхностных звуковых волн: встречаясь, волны создают давление, которое и действует как ловушка для частиц. Смещая эту стоящую волну, можно перемещать частицу в двух измерениях, а изменение амплитуды дает перемещение в третьем измерении.

Точность перемещения в горизонтальной плоскости составляет 1 микрометр, а в вертикальной — 2 микрометра. Исследователи продемонстрировали перенос частицы размером в 10 микрометров со средней скоростью 2,5 микрометра в секунду.

Инженеры не только создали сам инструмент, но и показали, как может осуществляться биопечать с его использованием. Такой принтер позволяет формировать точные 2-D и 3-D микроструктуры, с помощью подобного устройства можно будет, например, легко создавать искусственные нейросети.