Ученые подсчитали общий объем подземных вод на Земле

Расчеты исследователей показали, что он составляет примерно 23 миллиона кубических километров.

Группа исследователей под руководством Тома Глисона (Tom Gleeson) из Университета Виктории в Канаде рассчитала, сколько всего воды скрывается под поверхностью нашей планеты — около 23 миллионов кубических километров. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience, о них рассказывает BBC News.

Чтобы получить такие данные, ученые анализировали большие массивы разной информации: о проницаемости горных пород и грунтов, их пористости, фильтрационных свойствах, влияющих на воздействие на почву атмосферных осадков и так далее. А ключ к определению возраста хранящейся под землей воды — это тысячи измерений содержания в воде трития. Тритий — это радиоактивная форма водорода, оказавшаяся в атмосфере 50 лет назад в результате испытаний термоядерной бомбы. Ученые использовали его содержание как индикатор возраста запасов.

Исследователи отмечают, что при этом из всего огромного объема воды под нашими ногами лишь 6% — ресурс, который может быть полезен для людей. Эта небольшая часть подземных вод может быть извлечена, поскольку находится достаточно близко к поверхности, и поэтому может использоваться в дополнение к привычным нам источникам — рекам, озерам и так далее. Ученые представили карту распределения таких доступных подземных вод по поверхности земного шара.

«Это грунтовые воды, которые наиболее быстро возобновляются, в масштабах человеческой жизни», — пояснил Том Глисон. И в то же время, именно эта часть подземных вод наиболее подвержена загрязнению и реагирует на изменения климата. Так что ученые подчеркивают, что необходимы более серьезные меры по регулированию использования этого жизненно важного источника воды.

Портал Научная Россия также писал о большом исследовании специалистов NASA, которое позволило подсчитать общие объемы воды на Земле и ее распределение.

грунтовые воды подземные воды тритий