В костной ткани пещерного человека Эци, чья ледяная мумия возрастом около 5300 лет была найдена в Альпах в 1991 году, установлено наличие бактерии, способствующей развитию периодонтита.

Открытие сделали ученые из Института исследования мумий в Больцано (EURAC) и Венского университета. Таким образом, подтвердился диагноз, поставленный в прошлом году по результатам компьютерной томографии: Эци страдал от периодонтита.

Мумию человека, жившего 5300 лет назад, обнаружили в 1991 году в Тирольских Альпах на леднике Симилаун (3200 м над уровнем моря). В Австрии его называют Эци (Ötzi), в Италии — Симилаунским человеком или Тирольским ледяным человеком. Эци — старейшая мумия человека, найденная в Европе. Большую часть того, что мы знаем об Эци, рассказал нам крошечный — не более 0,1 г весом — образец костной ткани. В 2011 году, работая с этим образом, ученые расшифровали геном «ледяного человека».

Участников исследования, проведенного EURAC и Венским университетом, интересовали прежде всего следы ДНК, не имеющие отношения к ДНК человека, причем ученые рассматривали весь спектр «нечеловеческой» ДНК. «Эта "нечеловеческая" ДНК в основном относится к бактериям, жившим на поверхности тела или внутри него. — рассказывает Томас Раттеи, профессор биоинформатики Венского университета. — Взаимодействие различных бактерий или дисбаланс в бактериальном сообществе могут вызывать определенные заболевания, поэтому при анализе ДНК-смеси для нас было важно реконструировать и установить состав бактериального сообщества».

В результате исследования образца костной ткани из бедра Эци ученым удалось обнаружить присутствие условно-патогенной бактерии Treponema denticola. Она обитает в местах соединения зубов с деснами и способствует развитию воспаления периодонта — соединительной ткани, заполняющей пространство между зубом и его костным ложем.

Кроме того, установлено, что по системе кровообращения Treponema denticola может попасть в костную ткань бедра. Такого рода симбионты человека в составе микрофлоры рта были старыми бактериями, которые не могли заселить тело после смерти.

Фото: 120, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons