Исследователи из Университета Цюриха (Швейцария) во главе с Мишелем Мэрчелом (Michel Marechal) провели эксперимент, в ходе которого участников просили подбрасывать монетку и сообщать о том, какой стороной она упала, причем за определенный результат полагалась награда. Оказалось, что в целом люди остаются достаточно честными в своих ответах — за исключением сотрудников банков, которым предварительно напомнили об их профессии. Результаты исследования описаны в статье на сайте журнала Nature.

В эксперименте приняли участие 128 сотрудников различных крупных банков. Перед началом всем участникам задавали вопросы об их работе вроде «В каком банке вы работаете?». Далее участникам нужно было несколько раз подряд подбрасывать монетку и сообщать экспериментатору, орлом или решкой она упала. При этом заранее сообщалось, за какой из вариантов полагается выигрыш в 20 долларов, а как упала монетка, никто не проверял. В итоге, банковские служащие сообщали о выигрышном варианте гораздо чаще, чем люди из контрольных групп, не связанные с этой сферой, — 58,2% против 51,6%. По словам исследователей, участники попросту обманывали ради вознаграждения.

Важно отметить, что если работникам банка перед экспериментом никак не напоминали об их профессии, задавая нейтральные вопросы вместо вопросов о работе, то результат менялся — их отчеты об упавшей монетке оказывались примерно такими же, как и в контрольной группе. То есть на склонность к обману влияло само восприятие себя в этот момент сотрудником банка.

Объясняя полученные результаты, ученые предполагают, что в банковской сфере на данный момент преобладает бизнес-культура, поощряющая нечестность и хитрость. И это значит, что добросовестность работников достигается изменением перцепции своей работы и профессии в целом.