Международная группа из 65 ученых под руководством Стива Хорвата (Steve Horvath) из Университета Калифорнии (США) исследовала следы возрастных изменений в человеческой ДНК, вычислила биологический возраст крови и оценила продолжительность жизни индивидов. Выяснилось, что если биологический возраст больше, чем хронологический, то продолжительность жизни сокращается. Результаты опубликованы в журнале Aging, сообщает в пресс-служба вуза.

Консорциум из 25 институтов проанализировал 13 баз данных ДНК в образцах крови, отобранных у более чем 13 тысяч людей в США и Европе. Применив разные молекулярные методы, в том числе изобретенные Хорватом в 2013 году эпигенетические часы, ученые измерили скорость старения каждого индивида. Часы вычисляют старение крови и других тканей по метилированию ДНК — естественному процессу, который химически изменяет ДНК с временем. Сравнив хронологический возраст крови с биологическим, ученые применили часы и предсказали ожидаемую продолжительность жизни каждого наблюдаемого.

«Наши результаты показали, что эпигенетические часы способны предсказать продолжительность жизни европейцев, латиноамериканцев, афро-американцев в этих группах, даже после нивелирования традиционных факторов риска, таких как возраст, пол, курение, индекс массы тела и история болезней», — сказал Брайан Чен (Brian Chen), постдок в Национальном институте здоровья и первый автор статьи.

Однако выявленные закономерности применимы не для всех. По словам Хорвата, 5% популяции стареет с более высокой биологической скоростью, что заключается в более короткой вероятной продолжительности жизни.

К примеру, взять двух 60-летних мужчин, которые оба курят, чтобы снимать сильный стресс. Первый мужчина из-за высокой эпигенетической скорости старения попадает в эти 5%, а скорость старения второго — средняя. Вероятность того, что первый мужчина умрет в следующие 10 лет составляет 75%, а что второй — 60%.

Ученые долго работали над тем, чтобы определить биомаркеры для биологического возраста, пояснил соавтор статьи Дуглас Киль (Douglas Kiel), профессор Гарвардской медицинской школы и ведущий ученый в Институте исследований старения в Hebrew SeniorLife.

«В гериатрической медицине нас всегда удивляла разница между хронологическим возрастом пациентов и тем, насколько старыми они выглядят физически. Это исследование подтверждает, что метилирование ДНК можно использовать как биомаркер возраста. И если мы докажем, что метилирование ДНК ускоряет старение, мы сможем разработать стратегии, чтобы снизить скорость старения и продлить здоровые годы жизни», — сказал Киль.

Университет Калифорнии подал заявку на предварительное патентование эпигенетических часов.