Сразу две новости об океанах на далеких космических телах Солнечной системы пришли на днях. Международная группа ученых просчитала, что ледяной панцирь, покрывающий спутник Сатурна Энцелад, толщиной где-то 5 км, скрывает под собой глубокий океан. Об этом сообщает Национальный центр научных исследований (CNRS) Франции, чья подведомственная организация участвовала в работе. Кроме того, согласно пресс-релизу Брауновского университета в США, на Плутоне, возможно, до сих пор сохранился океан жидкой воды. Журнал Geophysical Research Letters уже опубликовал первую статью, а вторую принял к печати.

О существовании океана под ледяным панцирем Энцелада подозревали давно. Толщину льда над ним оценивали в 30-40 км на Южном полюсе и 60 км — на экваторе. В 2015 году на спутнике открыли осцилляции вращения — либрацию, которая связана с приливами, и предположили, что океан глобален, то есть покрывает весь спутник, и что ледяной панцирь над ним гораздо тоньше, может быть, километров 20.

Новая модель, предложенная учеными из разных стран, не дает ответа на вопрос о размерах океана, но отвечает на вопрос о толщине льда. Модель предполагает, что Энцелад сделан из каменного ядра с радиусом 185 км и внутреннего океана примерно 45 км глубиной, изолированного от поверхности льдом. Толщина льда составляет 20 км, а на южном полюсе — менее 5 км. Получается, что океан составляет более 40% объема спутника. Соленость его примерно такая же, как на Земле.

Модель также предполагает, что внутри спутника есть генератор тепла, который проявляется в виде гидротермальных источников на океанском дне. А это уже условие для возникновения жизни. Учитывая относительную тонкость льда над океаном, Энцелад вполне может служить примером для поиска жизни для будущих межпланетных станций.

Вероятно, жидкая вода сохранилась и на Плутоне — малой планете, которую в прошлом году посетила межпланетная станция NASA New Horizons. Такой вывод сделали авторы исследования под руководством Ноа Хаммонд (Noah Hammond), студента Бруновского университета. Ученые исходили их того факта, что если бы океан замерз полностью миллионы лет назад, то планета усохла бы в объеме, но признаков этого нет.

В сторону: не смущайтесь, вспомнив, что на земле лед обычно занимает больший объем, чем вода, из которой он получился. На Плутоне лед должен — по расчетам этих ученых — находиться в ином состоянии и занимать все-таки меньше места.

Так вот, есть свидетельства обратного — Плутон расширялся. На фотографиях, присланных New Horizons на Землю, поверхность Плутона выглядит более сложной, чем просто кусок льда (см. нашу статью об этом «New Horizons прислал фотографии гор на поверхности Плутона»). Там есть горы высотой сотни метров и широкие равнины, а главное — гигантские тектонические разломы в сотню километров длиной и глубиной до 4 км. Именно эти разломы навели ученых на мысль об океане. Разломы могли бы существовать из-за гравитации луны Плутона Харона, если бы тектоническая активность из-за этого давно не заглохла, но разломы выглядят довольно свежими.

Ученые создали модель, чтобы понять, что должно происходить с океаном на Плутоне, если он замерзает. Согласно ей, из-за низких температур и высокого давления на Плутоне океан, который полностью замерз, должен перейти в фазу лед II. Это более компактное кристаллическое состояние льда, которое занимает меньше объема. Значит, объем Плутона должен уменьшиться. А поскольку этого нет, то ученые решили, что жидкий океан сохранился.