Геомагнитному полю Земли ничего не угрожает. Доказательства этого содержатся в публикации Массачусетского технологического института (MTI). Ученые проанализировали последние данные среднепланетарной напряженности поля за последние 5 млн лет и обнаружили, что сегодняшнее значение примерно в два раза выше исторического среднего. Это указывает на то, что нынешняя полярность еще долго будет оставаться стабильной.

Интенсивность геомагнитного поля Земли значительно снизилась за последние 200 лет. Некоторые ученые предполагают, что в течение 2000 лет она снизится до ноля, за чем последует «переключение полюсов», уже случашееся в геомагнитной истории нашей планеты. Это оставило бы планету незащищенной от вредного воздействия заряженных частиц. Этот процесс занял бы несколько тысяч лет, прежде чем магнитное поле вернулось бы к стабильной — и защищающей жизнь — интенсивности.

С ослаблением геомагнитного поля может повреждаться электроника — от индивидуальных кардиостимуляторов для всей энергосистемы, также ослабление может вызывать генетические мутации и приводить к вымиранию видов. Разворот также может повлиять на навигацию животных, которые используют магнитное поле Земли в качестве внутреннего компаса.

«Сейчас мы знаем, что напряженность поля является средним или выше среднего, — сказал ведущий автор исследования Хапей Ван (Huapei Ван). — Путь Земли выше зоны нестабильности, даже если интенсивность поля падает, у нас есть серьезный буфер, на который можно уверенно положиться».

Земля претерпела несколько геомагнитных инверсий за время своего существования, полюса меняют свою полярность через случайные промежутки времени. «Иногда мы не видим инверсию 40 млн лет, а в других случаях там будет 10 переворотов в 1 млн лет, — рассказал Хапей Ван. — В среднем, длительность между двумя переворотами несколько сотен тысяч лет. Последнее "сальто" произошло около 780 000 лет назад, так что мы на самом деле давно должны были бы перевернуться».

Самый очевидный признак надвигающегося разворота — снижение интенсивности геомагнитного поля. Однако, по мнению ученых, пока до этого нам далеко.