Российские астрономы из МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством профессора Владимира Липунов обнаружили в созвездии Малого Льва звезду с рекордным периодом смены яркости — объект тускнеет, а затем вновь набирает блеск каждые 69 лет. Об этом сообщается в пресс-релизе университета.

Открытие было сделано благодаря сети роботов-телескопов МАСТЕР, элементы которой установлены в разных городах России, а также в Аргентине, ЮАР и Испании. Еще в 2013 г. ученые обнаружили звезду TYC 2505-672-1, яркость которой снизилась за короткий период времени почти в сто раз. Поначалу этому обстоятельству не придали особого значения — было решено, что красный гигант просто выпустил облако углеродных частиц.

Однако дальнейшие наблюдения показали, что звезда не изменила своего цвета, как это бывает в ходе эволюционного развития красных гигантов. Более того, в 2014 г. звезда вернула свою былую яркость.

Параллельно астроном Рольф Янсен из Аризонского университета (США), используя данные наблюдений Гарвардской обсерватории обнаружил, что подобное со звездой уже происходило в период с 1942 по 1945 гг. Это означает, что период смены яркости у TYC 2505-672-1 равен 25245 земным суткам, то есть примерно 69 годам.

«Система более чем загадочная. Ведь мы видим полное затмение (как говорят астрономы, "корыто"). Это значит, что нечто полностью затмевает звезду-гигант. То есть диск вокруг второго, невидимого, компаньона должен быть абсолютно непрозрачным. Но что тогда светит во время затмения, да еще с тем же самым спектром? На пылевой диск не похоже. Но и звездой оно тоже не может быть», — сказал Владимир Липунов.

Ученые знают, что звезды этого спектрального класса почти в три с половиной раза тяжелее Солнца. С учетом компаньона масса системы — не менее четырех масс Солнца. «Радиус орбиты такой двойной звезды должен составлять около 33 астрономических единиц, при этом длина орбиты — более двухсот астрономических единиц», — объяснил астроном Денис Денисенко.

Таким образом, обыкновенная звезда продемонстрировала небывалый рекорд по продолжительности цикла переменности. До этого звездой таковой считалась звезда эпсилон Возничего, период между затмениями которой соответствует 9890 суткам, то есть чуть больше, чем 27 лет.

К слову, изначально сеть телескопов МАСТЕР была построена для исследования событий, происходящих в очень короткий период времени: гамма-всплесков — самых мощных взрывов во Вселенной, а также вспышек ядер галактик, квазаров и белых карликов. Но по иронии судьбы, как признают исследователи, обнаружила переменность с рекордным показателем времени.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что звезды склонны скрывать свой возраст.

[Публикация подготовлена Центром популяризации научных знаний МГУ им. М.В. Ломоносова].