Рисунок 1. Аватар испытуемого. Григорий Бугрий/МГУ

Рисунок 1. Аватар испытуемого. Григорий Бугрий/МГУ

 

Представители научной школы МГУ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» создали новую технологию с использованием виртуальной реальности, направленную на тренировку и диагностику уровня мастерства хоккеиста за счет отражения шайб в условиях разного уровня сложности. Работа была представлена на международной конференции «Когнитивная наука в Москве-2021: новые исследования».

VRPACE (VR Technology for training Puck hitting And hoСkey skill Effectiveness), разработанная в МГУ, представляет собой имитационную виртуальную среду, моделирующую хоккейную площадку (ледовая арена в Сочи) и задающую 4 уровня сложности предъявления шайб. Сложность определяется расстоянием до шайб (18, 12 и 6 м), их скоростью (60–170  км/ч), а также их количеством (1 или 2 шайбы). Виртуальная среда отображает окружение с позиции хоккеиста, находящегося на линии ворот. Испытуемый от первого лица видит тело своего виртуального аватара (рисунок 1), держа в руках клюшку (клюшка в виртуальной среде совпадает с клюшкой в реальности). Экипировка хоккеиста соответствует полевому игроку, поскольку основная цель исследования направлена на тренировку и совершенствование мастерства именно полевых хоккеистов. Других игроков на площадке нет.

Рисунок 2. Пример двигательного отклика профессионального хоккеиста (стаж – 19 лет) на предъявление шайб (среднеквадратичное отклонение углов в колене). Григорий Бугрий/МГУ

Рисунок 2. Пример двигательного отклика профессионального хоккеиста (стаж – 19 лет) на предъявление шайб (среднеквадратичное отклонение углов в колене). Григорий Бугрий/МГУ

 

Кроме того, технология регистрирует комплекс параметров, отражающих изменения углов в коленном и тазобедренном суставах (рисунок 2), перемещения клюшки, скорость реагирования на предъявление шайб, а также отбитые и пропущенные шайбы.

«VRPACE позволяет проводить комплексный анализ двигательной активности атлетов, включающий оценку зрительно-моторных реакций, сохранение позы (на основе анализа среднеквадратичных отклонений изменения углов в суставах (рисунок 3)), анализ двигательного реагирования в ответ на предъявление шайбы и/или предупреждающих стимулов», – отметил младший научный сотрудник кафедры прикладной механики и управления механико-математического факультета МГУ Григорий Бугрий

Рисунок 3. Пример двигательного отклика не хоккеиста на предъявление шайб (среднеквадратичное отклонение углов в колене). Григорий Бугрий/МГУ

Рисунок 3. Пример двигательного отклика не хоккеиста на предъявление шайб (среднеквадратичное отклонение углов в колене). Григорий Бугрий/МГУ

 

Результаты исследования показали, что уровень мастерства хоккеиста определяется сформированностью комплекса параметров, включающих пространственные, временные, технико-тактические способности. Это проявляется в автоматизации ряда навыков, а также оптимизации двигательных откликов: более высокой и стабильной амплитудой движений на всем интервале наблюдений, а также минимизацией лишних движений; более высокой скоростью реагирования на более сложные шайбы в ситуациях, приближенных к реальной игре; концентрацией внимания на значимых сигналах и антиципацией полета шайб.
 

Источник информации и фото: пресс-служба МГУ