Группа испанских археологов под руководством Ноэми Сала (Nohemi Sala) исследовала один из черепов из захоронения Сима-де-лос-Уэсос (Sima de los Huesos), которое расположено на севере Испании. Результаты своей работы они опубликовали в журнале PLOS ONE.

Захоронение Сима-де-лос-Уэсос, что в переводе с испанского означает «расщелина костей», было открыто еще в конце XIX века. В общей сложности в захоронении, датируемом около 430 тысяч лет назад, были похоронены не менее 28 человек. Как считают ученые, похороненные в «расщелине костей» люди были, скорее всего, неандертальцами, хотя, как показали исследования, в его геноме найдены гены, характерные и для денисовского человека.

Как показало исследование Ноэми Сала и его коллег, один из похороненных там индивидов был, по-видимому, убит. Об этом свидетельствуют две глубокие пробоины в его черепе, которые были нанесены каким-то острым орудием, возможно, копьем или каменным топором, и вряд ли могли быть получены случайно, например, при падении.

Убийца, по мнению исследователей, вероятно, был правшой, об этом говорит то, что его удар пришелся в левую часть головы. От полученных ран обладатель исследуемого командой археологов черепа, скончался сразу: на костях черепа нет следов заживления раны, которые обычно, когда человек после ранения живет еще какое-то время. Таким образом, по словам ученых, они обнаружили свидетельство одного из самых ранних убийств в истории человечества. Эти раны свидетельствуют о том, что древние представители рода Homo точно так же, как и их потомки, могли причинять вред друг другу.

Ученые отмечают, что убийство в Сима-де-лос-Уэсос не является единственным в древнем мире, так один из неандертальцев Шанидара — пещеры в иракском Курдистане, тоже мог пасть жертвой агрессии другого человека, однако, это захоронение датируется только 50-70 тысяч лет назад. Также ученые отмечают, что Сима-де-лос-Уэсос является самым ранним погребением, поскольку маловероятно, что 28 скелетов могли там оказаться случайно.