Исследователи из института эволюционной антропологии Макса Планка вместе с коллегами из Великобритании под руководством Майкла Томаселло (Michael Tomacello) из института эволюционной антропологии Макса Планка пришли к выводу, что даже трехлетние дети в некоторой степени обладают чувством справедливости, сообщается в пресс-релизе на сайте института. Свою работу ученые опубликовали в журнале Current Biology.

Для того, чтобы измерить чувство справедливости, ученые провели два эксперимента. В каждом из них перед участниками ставился вращающийся стол, разделенный на 4 секции. За столом располагались две куклы, сам участник эксперимента и «пещера» — место, не принадлежащее ни одному из участников, а также объект, принадлежащий одной из кукол или участнику. Задачей участника было «восстановить справедливость», поскольку куклы могли «забрать» объект друг у друга и таким образом путем вращения стола этот объект оказывался «украден» одной куклой у другой или у самого участника эксперимента.

В первом эксперименте приняло участие 58 трехлетних детей и 79 пятилетних, «восстановить справедливость» они могли только, повернув стол так, чтобы «украденная» вещь попала в пещеру. Как оказалось, около 50% трехлетних и почти 80% пятилетних детей в случае «кражи» поворачивали стол, чтобы вещь оказывалась в недоступном месте в случае, когда кража была совершена у ребенка. Когда же украдена была вещь одной из кукол, справедливость восстанавливалась в 40% и 70% соответственно.

Во втором эксперименте приняли участие 54 трехлетних ребенка. В отличие от участников первого эксперимента, они могли вернуть вещь исходному владельцу, подвинуть ее к себе или же спрятать в «пещеру». Как оказалось, если была украдена вещь ребенка, то он в 80% случаев возвращал ее, а если была украдена вещь одной из кукол, то это происходило примерно в 60% случаев.

Надо заметить, что если перемещение вещи обозначалось не как кража, а как добровольная передача, то гораздо меньше участников обоих экспериментов предпринимали какие-то меры. Если же речь шла о том, что вещь потеряна, то участники, также как и в случае кражи, пытались либо вернуть украденное, либо  спрятать его в пещеру.

Майкл Томаселло предполагает, что результаты его эксперимента свидетельствуют о том, что даже маленькие дети имеют развитое чувство справедливости и способны отличить добровольную передачу от кражи, а также пытаться помочь потерпевшему. Это, по словам ученого, отличительное свойство именно человеческих детей. Даже дети ближайших родственников человека — шимпанзе — не стали бы помогать жертве. Остается только понять, насколько такое поведение — свойство всех детей, а не свойство европейской культуры.