Палеонтологи обнаружили окаменелые останки рыбы Acanthodes bridgei, жившей 300 млн лет назад, сохранившиеся столь хорошо, что на них отчётливо видны следы глазных тканей. В глазу ископаемой рыбы обнаружились палочки и колбочки, — те же два типа фоторецепторов сетчатки, что и у нас с вами, — а также следы тёмного пигмента мелатонина, что означает, что жившая 300 млн лет назад Acanthodes bridgei, вероятно, обладала цветным зрением и хорошо видела в сумерках. Подробные результаты анализа этих следов опубликованы в виде статьи в журнале Nature Communications.

Исследования потребовались сложные и разносторонние, поэтому и коллектив авторов в итоге оказался большим. В него входят учёные из Англии (лондонского Музея естественной истории и университета Лейчестера) и Японии (университетов Кумамото, Кюсю, Синсю, Тоттори и Хиросимы, университетских школ медицины Окаяма и Фудзита, Музея естественной истории Гумма и Индустриально-технологического центра Гумма).

Эта интернациональная команда нашла в окаменелом глазу ископаемой рыбы те же два типа фоторецепторов сетчатки, что есть и у нас с вами — палочки и колбочки. Кроме того, там же были обнаружены ещё и следы тёмного пигмента мелатонина. Всё это означает, что Acanthodes bridgei, как пишут учёные в своей статье, «по-видимому, обладала цветным зрением» и к тому же хорошо видела в сумерках. На мелководьях где обитала эта рыба, такие умения были весьма полезными.

Окаменелость, о которой идёт речь, была найдена учёными в Канзасе, в отложениях древнего эстуария. Случай это совершенно беспрецедентный: до сих пор ни у одного окаменелого ископаемого позвоночного животного глаза не сохранились так хорошо, чтобы в них можно было разглядеть палочки и колбочки. Учёные объясняют это удачным стечением обстоятельств: вскоре после смерти рыба была похоронена в осадочных породах с низким содержанием кислорода, благодаря чему её ткани мало подверглись разложению бактериями.

Заметим, что изучение окаменелостей ископаемых рыб в последнее время дало немало интересных результатов. Например, выяснилось, что их первый половой акт был в стиле кадрили, как пошутили исследователи, открывшие тот факт, что древние рыбы были наделены такими громоздкими половыми органами, что совокупляться им приходилось бок о бок. А массовое вымирание на границе Пермского и Триасового периодов привело к тому, что лучше пережившие катастрофу костистые рыбы практически полностью вытеснили хрящевых.

Источник иллюстрации: apxeo.info