Ученые давно знали, что некоторые виды животных могут ощущать магнитное поле Земли и ориентироваться по нему. Ранее это было доказано в ряде экспериментов, однако сам участок нервной системы, ответственный за это, оставался неуловимым. Группа биологов и инженеров Техасского университета (США) локализовала магнитный «датчик» в мозгу дождевых червей. Об исследовании рассказывает портал United Press.

Исследователи описывают свою находку как подобие крошечной телевизионной антенны, расположенной в конце нейрона, называемом AFD, в мозге дождевого червя (Caenorhabditis elegans). В ходе исследования выяснилось, что насекомые используют это компактное устройство для ориентации под землей.

Исследователь Йон Пирс-Шимомура (Jon Pierce-Shimomura) признается, что открытие магниточувствительного нейрона было сделано в конкурентной борьбе с другими научными коллективами. Он считает, что к удаче их привел правильный выбор подопытных насекомых — ранее никто не подозревал, что у червей может быть такой встроенный «компас».

Ученые смогли продемонстрировать электромагнитную чувствительность червей в лабораторных условиях путем сравнения поведения червей со всего мира. Известно, что кольчатые черви в поисках еды двигаются вниз от поверхности почвы. Но когда в Техас привезли червяков из разных уголков Земли, не все они двигались одинаково: особи из Австралии перемещались в почве иначе, чем черви из Гавайев и Англии. Все дело в том, что характеристики магнитного поля меняются от региона к региону, а движение червей управляется крошечной «антенной» в мозге.

Исследователи смогли заглянуть в нейрон AFD благодаря методу, называемому визуализация кальция. Технология позволила ученым наблюдать, как специализированные нервные клетки реагируют на манипуляции с магнитным полем. Кроме того в ходе эксперимента было доказано, что особи с поврежденным «компасом» — нейроном AFD — не способны ориентироваться в пространстве.

Поскольку структура мозга различных видов довольно схожа, ученые полагают, что нейроны, работающие подобным образом, имеются и у других живых организмов: бабочек, диких гусей, морских черепах, волков и т.д.

Читайте на нашем портале также о гормоне окситоцине, регулирующем брачное поведение червей и млекопитающих.