Совершенно новый научный метод, разработанный в Университете Лидса (Великобритания), повысит разнообразие биологически активных молекул, подобных антибиотикам и противораковым агентам. Исследователи вдохновились процессом эволюции и смогли выявить новые фармацевтические средства, которые традиционными методами не определили бы никогда. Об этом рассказывает публикация в журнале NatureChemistry.

«Природа производит удивительные структуры со сложно организованной биологической активностью, но растения или животные, не делают их в прямом смысле. Эти химические структуры появляются случайным образом и остаются, если приносят пользу. Мы захотели уловить этот принцип и применить его для открытия новых препаратов», — объяснил Георг Карагеоргис (George Karageorgis) из Школы химии Университета Лидса.

Традиционный метод поиска новых препаратов предполагает, что сперва синтезируются биологически активные молекулы по заранее заданным параметрам, а затем химический состав понемногу модифицируется по итогам анализа промежуточных результатов. «Этот метод проб и ошибок занимает много времени и ограничивает разнообразие новых видов препаратов. Это как если бы пекарь с одной и той же полки брал одни и те же ингредиенты для пирога и надеялся приготовить что-то абсолютно новое на вкус», — объяснил доктор Стюарт Уорринер (Stuart Warriner). — Наш новый подход подразумевает использование множества различных ингредиентов, самых вроде бы несочетаемых, их комбинирование, и только потом отбор перспективных результатов.

В ходе экспериментов ученые исследовали реакции 12 видов органических молекул с названием диазосоединения, так как реакции с ними могут давать множество разнообразных результатов, в зависимости от температуры, типа катализатора, концентрации и так далее. Чтобы оценить эффективность полученных веществ, исследователи смотрели, как те воздействуют на специфичные белки, так называемые адрогенные рецепторы, которые играют роль в развитии некоторых видов рака.

В результате, после нескольких этапов экспериментов, были выявлены три биологически активные молекулы, которые, возможно, окажутся важными компонентами новых лекарств.

Источник иллюстрации: ru.123rf.com