Специалисты NASA рассказали, как космический аппарат OSIRIS-REx, планируемый к полету в сентябре этого года, будет искать место отбора образцов на астероиде Бенну. В этом ему помогут приборы спектрального анализа, которые предназначены для определения органики и воды.

Космический аппарат OSIRIS-Rex (Origins-Spectral Interpretation-Resource Identification-Security-Regolith Explorer) предназначен для изучения небольшого, 500-метрового, астероида Бенну, который находится на околоземной орбите в группе Аполлонов. Бенну богат углеродом, поэтому его выбрали для непосредственного изучения. OSIRIS-Rex достигнет цели в 2019 году, приземлится, возьмет образцы грунта и в 2023 году вернется на Землю.

Выбирать место для посадки ученые начнут, когда аппарат приблизится к астероиду. Для этого на борту есть два инструмента — OVIRS и OTES, которые измерят спектральные линии минералогических и молекулярных компонентов поверхности астероида.

Инструмент OVIRS (сокращенно от OSIRIS-REx Visible and Infrared Spectrometer) измерит видимое и околоинфракрасное излучение, отраженное и идущее от астероида, и разделит его по длине волны компонентов, подобно призме, которая создает эффект радуги. Ученые хотят искать органику на астероиде и возлагают в этом на OVIRS большие надежды. Они надеются с помощью инструмента определить области на поверхности Бенну, богатые органическими молекулами, а потому перспективные для отбора образцов.

OVIRS работает вместе с другим прибором — тепловым спектрометром OTES, который измеряет тепловое инфракрасное излучение. Это позволит ученым картировать весь астероид и выбрать наиболее интересные для поиска органики и воды районы. OVIRS будет работать во время ключевых фаз миссии. Когда аппарат OSIRIS-REx приблизится к Бенну, прибор охватит все полушарие и измерит, как меняется спектр от вращения астероида. Эти данные можно будет сравнить с теми, что получены наземными наблюдениями. Будучи на астероиде, OVIRS измерит спектральные данные и даст информацию для создания детальной карты поверхности, которая поможет в выборе точки сбора образцов. Всего аппарат соберет 60 грамм грунта.

Еще одна задача волнует ученых — следы воды на астероиде. Поскольку речь идет о мельчайших признаках воды, то внутри самого прибора OVIRS не должно быть ни капли, чтобы не испортить результаты. Поэтому сразу после посадки внутри аппарата включат нагреватели, которые испарят воду и подготовят инструмент к работе.

Кроме того, с помощью данных OVIRS и OTES ученые смогут изучать эффект Ярковского, который показывает, как орбита Бенну изменяется из-за нагрева и охлаждения поверхности в течение дня. Астероид нагревается днем от солнечного света и переизлучает тепловую энергию в разных направлениях, когда он вращается. Это асимметричное тепловое излучения дает Бенну маленький, но устойчивый толчок, изменяя его орбиту со временем. Понимание этого эффекта поможет ученым изучить орбиту Бенну, улучшить понимание эффекта Ярковского и лучше предсказывать его влияние на орбиты других астероидов.

[Фото: НАСА]