Команда экологов из Нидерландов, Боливии и Великобритании провела анализ древесно-кольцевых образцов и пришла к выводу, что повышенное потребление углекислого газа растениями не ведет к ускорению их роста. Это означает, что не стоит рассчитывать на разрастание тропических и других лесов в ответ на глобальное потепление, а значит, леса не смогут особенно помочь человечеству в борьбе с парниковым эффектом. Результаты исследования ученые описывают в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Согласно более ранним гипотезам, деревья используют углекислый газ как удобрение, что позволяет им расти быстрее. А значит, постоянно увеличивающееся вследствие глобального потепления количество CO2 в атмосфере Земли должно приводить к ускорению роста растений. Однако экологи изучили 1100 образцов деревьев, собранные в лесах Боливии, Камеруна и Таиланда, и не нашли доказательств того, что за последние 150 лет изменилась их скорость роста. Единственное изменение, которое удалось обнаружить в ходе исследование, касалось использования растениями воды — оказалось, что деревья «научились» более эффективно тратить влагу.

При этом ученые не отрицают самого эффекта подкормки растений углекислым газом, который активно используют в сельском хозяйстве. Однако считают, что на уровне экосистемы, в частности тропиков, на деревья действует слишком много дополнительных неконтролируемых человеком факторов, что нивелирует этот эффект. Кроме того, экологи предполагают, что, возможно, дополнительную энергию, полученную от такого удобрения, растения тратят не на наращивание объема и массы, а на ускорение метаболизма и более быстрое созревание плодов.

Так или иначе, полученные результаты показывают, что леса не могут стать естественным борцом против эффектов глобального потепления. Ученые считают слишком оптимистичным представление о том, что леса будут интенсивно разрастаться и брать за себя все возрастающее количество углекислого газа в воздухе, тормозя тем самым парниковый эффект.

Кстати, в ноябре мы рассказывали о данных очередного доклада Мирового банка. Авторы его утверждают, что повышение средней температуры на 1,5° C по сравнению с доиндустриальным уровнем необратимо произойдет уже к середине этого столетия, так что сейчас главное — не допустить потепления на 2° C и более, что может привести к весьма тяжелым последствиям.

На фото: примат сифака, источник: ru.123rf.com