Центральной темой обсуждения стало развитие и применение радиационных технологий в различных сферах экономики — этому был посвящен доклад «Фундаментальные и прикладные аспекты радиационных технологий» член-корреспондента РАН Бориса Григорьевича Ершова. Ученый рассказал о преимуществах технологий, например, соответствии принципам зеленой химии, где чаще всего их используют и какие еще остаются на этом пути проблемы — начиная с накопившегося технологического и кадрового отставания и продолжая устойчивой «радиофобией».

В основе радиационных технологий лежит проникающая ионизирующая радиация. Это направление явно «лежит на поверхности», как в свое время идеи развития и применения электричества, информационных технологий и др. Не зря же развитие радиационных технологий относят к так называемому «третьему укладу», или третьей индустриальной (технологической) революции.

Сегодня невозможно представить себе медицину без рентген-диагностики или промышленность без рентген-дефектоскопии — все это стало возможным благодаря открытию Конрада Рентгена. И сейчас их использование остается наиболее ярким и известным примером применения радиационных технологий. В наши дни радиационные технологии переживают бурное развитие.

По данным МАГАТЭ, производительность электронных излучателей уже достигла производительности атомных станций. В мире функционировало на 2014 год свыше 2500 электронных ускорителей, и каждый год их становится все больше.

Сегодня использование электронных излучателей — основной метод, применяемый в радиационных технологиях. Он предоставляет уникальные возможности изменения физических, химических, прочностных и других свойств материалов. При этом не нужно вносить реагенты в материал и изменять давление и температуру материала, в полной соответствии с принципами «зеленой химии»: не продуцировать и не использовать токсичных материалов.

Залог успешности радиационной технологии в том, что результат, достигнутый с помощью ее применения, должен быть невозможен для других технологий. И надо сказать, этому условию радиационные технологии вполне соответствуют.

Основные направления использования:

— модификация полимерных изделий,

— электронных устройств,

— создание и получение новых материалов,

— подавление опасной биологической деятельности (это очень важное направление),

— охрана среды обитания и решение экологических проблем.

Наиболее распространенное, с точки зрения финансирования и количества ускорителей, их применение — модифицирование полимеров по принципу сшивания. Это значит, что твердый полимер подвергается радиационной обработке, в результате чего происходит сшивание полимерных длинных цепей. В итоге получается улучшенный и практически новый материал: у него улучшены термостойкость, физическая прочность, термоизоляционные характеристики и ряд других свойств.

Наглядный пример — простой и привычный полиэтиленовый пакет. В отличие от своего далекого предка 20-летней давности современный полиэтиленовый выдерживает температуру всего 90 °C, а радиационно сшитый — уже 150 градусов. При определенных условиях температурный предел повышается до 200 и даже до 350 градусов по шкале Цельсия.

Активно продвигается технология и в сельском хозяйстве — для повышения урожайности семян, а также для борьбы с вредителями, болезнями и ранним прорастанием сельхозпродукции. Впрочем, здесь технологические моменты еще не до конца отработаны, и вопросы у экспертного сообщества остались — в частности, что касается безопасной дозы применения.

Существует еще ряд спорных вопросов, и о них нельзя не сказать.

Во-первых, это серьезное отставание России в сфере развития радиационных технологий в сравнении с остальным миром. Сегодня в стране используется только 30 ускорителей, хотя в 1984 году СССР был в числе лидеров в области, наряду с США, Японией, Германией. На тот момент в нашей стране было 130 ускорителей запущено. С тех пор, скажем, в Японии это число выросло до 400, а в России, увы, сократилось до 30. все более серьезным конкурентом становится Китай, который уже сейчас производит до 50 электронных ускорителей в год.

Второе — довольно стойкая радиофобия, как в обществе, так и в профессиональной среде, печальное следствие Чернобыльской катастрофы.

Третье — не до конца решенный кадровый вопрос, ведь за годы затишья научная база в России утратила огромный потенциал, целое поколение, «потерянное» для российской науки.

Четвертое — непростое финансирование. Даже такие крупные игроки российского и мирового рынка, как Росатом, а точнее научный ее блок, вынужден участвовать в инвестпроектах, что на практике означает взятие кредита.

Пятое — несовершенство нормативно-правовой базы, в частности, что касается медицины. Для использования уже испытанной и зарекомендовавшей себя технологии необходимо провести для нее клинические испытания — таково требование Минздрава.

Проблемы будут решены при активном взаимодействии всех заинтересованных сторон, отметили участники президиума в ходе обсуждения.