NASA посылает 3D-принтер на Международную космическую станцию. Внутри ящика размером с микроволновку астронавты смогут делать пластиковые объекты почти любой формы, что позволит им печатать детали на замену сломанным, а возможно, даже изобретать новые устройства. Об этом сообщает журнал Nature.

Корабль, запуск которого запланирован на 19 сентября, впервые доставит 3D-принтер в космос. Агентство уже оценило наземные 3D-принтеры как быстрый и дешевый способ изготовления деталей, вплоть до компонентов ракетного двигателя. Так, недавно металлическая распечатка инжектора двигателя ракеты по меньшей мере на 80% сократила исходную стоимость — $300 000.

Эксперты по космическим технологиям говорят, что 3D-печать работает, однако экзальтация по ее поводу несколько преждевременна. «Среди энтузиастов космоса просматривается тенденция считать 3D-печать магической технологией, как будто все, что нужно — это сказать «Абракадабра, вот 3D-принтер» — и он начнет строить лунную базу», — иронизирует Двейн Дэй (Dwayne Day), старший сотрудник национального исследовательского совета Вашингтона. Как он говорит, в действительности технология — «важная часть куда более широко разрабатываемой и развиваемой технологической базы».

НАСА выбрала принтер компании Made in Space. Во время пребывания на борту МКС, он напечатает объекты из термочувствительного пластика, которому можно придать форму при 225–250 °C. Подробный список того, что предполагается печатать, не объявлен, но общая идея в том, чтобы это были вещи со станции. «Если у вас на корабле 300 различных предметов, которые могут сломаться, возможно, вам не нужно везти запчасти для всех 300 из них», — говорит Дэй.

Принтер также будет служить для отладки работы технологии в условиях близкой к нулю гравитации. Машина работает, распыляя материал слой за слоем. Но нет гравитации, которая могла бы осадить материал. Для создания невесомости были проведены испытательные полеты на самолете по параболической траектории, которые показали, что в условиях микрогравитации материал наносится неравномерно. Недочет был исправлен. Также могут возникнуть проблемы с равномерностью охлаждения пластика. Дэй беспокоится и о том, что детали делаются от 20 минут до двух часов. В экстренных ситуациях это может оказаться слишком большим временем.

Детали, сделанные на этом принтере, будут доставлены на Землю, чтобы проверить, обладают ли они необходимой надежностью. В следующем году Made in Space планирует отправить на МКС еще один принтер, который будет спроектирован уже с учетом предыдущего опыта.

Фото: Made In Space